Беспрецедентный случай применения финансовой гарантии произошел на туристическом рынке.
Страховщик фактически выступил организатором чартерной перевозки для туристов, которых не смог вывезти его клиент-туроператор. Ассоциация «Турпомощь» к процессу не подключилась, так как турфирма не заявила об остановке своей деятельности.
Калининградский «Союз организаций внутреннего туризма» (СОВТ), объединяющий четырех туроператоров, турагентство и туристический комплекс, не справился с заявленной чартерной программой из Калининграда в Варну. Планировалось совершить десять еженедельных рейсов на самолетах Bulgaria Air с 6 июля по 7 сентября.
Первые два рейса ушли на Варну полупустыми, стало понятно, что проект убыточный и третий рейс уже не состоится. Председатель организации Александр Козырицкий направил официальное письмо своему страховщику – компании «Евроинс». В обращении говорилось, «в настоящий момент у союза нет финансовых возможностей продолжать полетную программу и вывезти туристов, находящихся в Болгарии». В Варне находилось 118 человек, обратные вылеты у них были на разные даты. СОВТ попросил разъяснить процесс предстоящих страховых выплат.
Как рассказал RATA-news заместитель генерального директора страховой компании «Евроинс» Кирилл Сгибнев, из 118 клиентов СОВТ 35 приобрели пакетные туры, остальные – только авиабилеты. «Понятно, что в подобных ситуациях страховая компания должна заниматься теми, кто купил турпакет. Мы посмотрели варианты перелетов, самый дешевый билет предлагает авиакомпания S7 – порядка 45 тыс. рублей на человека. К тому же лететь пришлось бы с длительной стыковкой через Москву, так как между Варной и Калининградом нет регулярного авиасообщения», – пояснил г-н Сгибнев. И тогда страховщик вместе с принимающей компанией Noy Travel решили сами организовать доставку туристов домой – прямым рейсом в Калининград. Болгарский партнер договорился с авиакомпанией Bulgaria Air, которая поставила борт.
Чтобы оплатить чартер, «Евроинс» заключила договор на перевозку пассажиров с компанией Noy Travel, оформив это как страховой случай с выплатой убытков в натуральном выражении, то есть в виде авиабилета. «Перед вылетом мы попросили каждого туриста подписать документ, что он получил эту компенсацию», – уточнил Кирилл Сбигнев.
А раз уж есть самолет, «Евроинс» решил вывозить не только туристов, но и «билетников», причем бесплатно. «Мы взяли на борт всех, кто не пожелал остаться в Варне. Улетели все туристы с датами на 20 и 27 июля. Но на всякий случай мы подали список пассажиров по датам вылета вплоть до сентября – вдруг кто-то принял бы решение в последний момент», – добавил наш собеседник. Он отметил большую помощь, которую оказала в этой ситуации принимающая компания. Обстоятельства сложились так, что время вылета было перенесено с середины дня на полночь, но болгарский оператор оставил людей в отелях, предоставил питание и трансфер в аэропорт. Самолет вылетел из Варны минувшей ночью, в 1.15, на борту было 74 пассажира.
«Насколько мне известно, компания Noy Travel собиралась вернуть часть стоимости тура клиентам, которые были вынуждены прервать свой отдых. Те, кто деньги не получил, обратятся к нам, мы займемся этим вопросом», – сказал г-н Сгибнев. Оставшиеся на отдыхе «билетники» будут вынуждены повторно оплачивать обратный перелет и добираться до Калининграда на стыковочных рейсах, а потом предъявлять претензии туроператору.
У СОВТ остается еще порядка сотни клиентов, которые должны были отправляться на отдых в Болгарию начиная с 20 июля. Предполагается, что оператор компенсирует им стоимость неиспользованных путевок или билетов.