И снова доносятся возгласы возмущения: 7 декабря в новостной отдел Службы «БАНКО» пришло письмо из Ульяновска. Директор ТА «Звезда-тур» Наталья Россошанская сетует, что уже несколько лет в ее городе ведется настоящая война «не на жизнь, а на смерть» между турфирмами. Чашу терпения автора переполнили листовки следующего содержания: «Подбери тур в любом агентстве города и забронируй в нашем агентстве со скидкой 10%». В начале декабря их стали раздавать на улицах. Г-жа Россошанская задает вопрос: к чему это приведет? И сама дает ответ: к краху турбизнеса в городе. Ее мнение разделяют и представители других ульяновских турагентств, с которыми побеседовала корреспондент «БАНКО». Как решить эту проблему? Эксперты предложили несколько вариантов. «Бороться с демпингом надо… аргументированно, – считает директор московской компании «Орко-тур» Юрий Григорьев. – Тем, кто пишет такие листовки, можно доказать, что необоснованные скидки им невыгодны». Так, если агентство продает четыре тура со скидкой 5% при своей комиссии 10%, то в сумме имеет 20% прибыли, если без скидки продает два тура, получает те же 20%. «Надо набраться мужества и прекратить бегать за каждым клиентом, как будто он последний, – уверяет Юрий Григорьев. – Метод действует, проверено на практике. А те агентства, которые раздают необдуманно скидки, в итоге разоряются». Представители туроператорского сообщества соглашаются, что инициатива в борьбе должна быть со стороны розницы. Гендиректор «Пегас Туристик» Анна Подгорная обратила внимание на возможность создания саморегулируемых организаций (СРО) турагентов. Их главные цели – установление общих стандартов, внутренний контроль качества, солидарная ответственность (возможность создать компенсационный фонд на случай чрезвычайных ситуаций. – Ред.). Таким образом, обращаясь за путевкой в агентство, входящее в СРО, турист будет находиться под защитой целой группы профессионалов. Если то или иное агентство нарушает положение СРО, например необоснованно завышает скидки или имеет другие серьезные нарекания, оно исключается, автоматически теряя признание профессионального сообщества. «Правда, придется приложить массу усилий, чтобы в СРО поверили, поддержали, чтобы они стали гарантией профессионализма, своеобразным брендом на рынке», – отмечает Анна Подгорная. И действительно, в среде турагентов нет уверенности, что от членства в СРО будет толк. По словам директора ТА «Альт Вояж» Елены Мерсье, такого рода организация рискует превратиться в очередной прожект. В качестве примера наша собеседница привела Хартию поддержки агентского рынка, которая была заявлена туроператорами – членами АТОР 15 февраля, но пока так и не принята в окончательной редакции. Кроме того, Елена Мерсье уверена, что туристам без разницы – состоит туркомпания в саморегулируемой организации или какой-то другой общественной структуре. «Единственное, что может регулировать рынок, – жесткая политика со стороны туроператоров. Сотрудничество строго по договору. За предоставление скидок – репрессивные меры», – настаивает наша собеседница.