По данным Комитета по инвестициям и стратегическим проектам, в 2011 году уровень наполняемости отелей 3*, 4* и 5* Санкт-Петербурга снизился на 13,3% по сравнению с предыдущим годом. За первые месяцы 2012 г. наполняемость номерного фонда гостиниц не превысила 40-50%. Финансово-экономический кризис негативно отразился на этом показателе, а следовательно, и на доходности.
По данным информационной системы «ГЛОБАС-i», в 2010 году питерские гостиницы не смогли достичь показателей докризисного 2008 года. Их выручка составила 10,11 млрд. рублей, из них около половины составляют доходы непосредственно от продажи номеров. Таким образом, в 2010 году эта сумма увеличилась всего лишь на 10% по сравнению с 2009 г., а отставание от 2008 года составило 7%. Однако в 2012 г. эксперты Крединформ прогнозируют рост выручки гостиниц примерно на 18% по сравнению с 2010 годом по базовому прогнозу, а по оптимистичному – на 25%.
На заполняемость отелей Санкт-Петербурга сильно влияет сезонность туризма. Наибольший всплеск гостей ежегодно ожидается в период белых ночей, а также во время проведения традиционного праздника выпускников «Алые Паруса» и Петербургского международного экономического форума. Несмотря на практически двукратное увеличение стоимости номера, в этот период загрузка достигает 90-100%. В 2012 г. на момент проведения упомянутых мероприятий было забронировано на 15% больше номеров, чем в прошлом.
Среди причин, влияющих на заполняемость гостиниц северной столицы, последние несколько лет специалисты упоминают запредельно высокую по сравнению с европейской стоимость размещения. Цена стандартного номера в отеле 4-5* Санкт-Петербурга в настоящее время составляет 18 000-20 000 рублей, тогда как в крупных европейских городах ночь в отеле той же категории обойдется в среднем в 6 000 руб. (150 евро). Несоответствие цен уровню сервиса негативно влияет и на имидж города.
Эти факты побуждают петербургских отельеров осваивать новые способы продвижения средств размещения на рынке. Так, многие гостиницы начали анонсировать свои услуги в социальных сетях, ввели возможность онлайн-бронирования. Появились такие сервисы, как трансфер до/из аэропорта, организация экскурсий, культурно-досуговой деятельности и многое другое (часто путешествующие иностранцы к этому давно привыкли, но в России за пределами Москвы такие услуги мало кто предлагает).
Примечательно, что на сегодняшний день в Санкт-Петербурге зарегистрировано 692 компании, основной деятельностью которых является предоставление услуг в сфере гостиничного хозяйства, из них 33 – петербургские отели с иностранным капиталом. В России уровень сервиса иностранных операторов остается на высоте, и именно поэтому клиентами таких гостиниц являются не только зарубежные гости, но и состоятельные россияне, ценящие комфорт и престиж. Например, такие известные отели как «Англетер» и «Астория» контролируются оператором Rocco Forte Hotels, имеющим в своем распоряжении 13 гостиничных комплексов и курортов в мире. Причем самым большим объектом сети Rocco Forte является именно «Астория». Также широко известны отели «Гельвеция» и «Амбассадор», принадлежащие популярной сети Top International, в состав которой входит 250 гостиниц, преимущественно в Германии и Швейцарии.
В 2011 году на рынок Петербурга вышли такие операторы, как Four Seasons Hotels & Resorts, Domina Hotels & Resorts, Fairmont Hotels & Resorts (Swissotel) и Starwood Hotels & Resorts Worldwide. Ввод в эксплуатацию номерного фонда отелей их брендов планируется к концу 2012 года.
Данные предоставлены информационным агентством «Крединформ».