В аэропортах США ужесточат правила досмотра пассажиров. По сообщению Администрации транспортной безопасности США (TSA), усиление мер безопасности подразумевают «более тесный контакт» с офицерами безопасности.
«Вестник АТОР» выяснял подробности.
В частности, им будет разрешено более тщательно «ощупывать» пассажиров на предмет наличия в складках их одежды или в «укромных» частях тела взрывчатки и прочих запрещенных предметов.
Озвученные меры уже вызвали неудовольствие и даже недоумение у части пассажиров, которые и без того считают работу аэропортов США ужасной: из-за длинных очередей на паспортном контроле, неприветливых сотрудников службы безопасности и без того слишком тщательного личного досмотра.
«Легализованная ощупь»
Усиление личного досмотра в TSA объясняют началом высокого сезона путешествий, из-за чего нагрузка на аэропорты возрастет. Сегодня ежедневно скрининг в американских аэропортах проходят порядка 2 млн человек в день, в пиковый период это количество увеличивается до 20-30%. Чтобы избежать задержек и скопления людей при прохождении проверок на сканерах, предлагается больше досматривать пассажиров «вручную». А это подразумевает более тщательное «исследование» отдельных частей тела пассажиров, особенно женщин, и не ограничится привычным мягким «поглаживанием» по телу.
Как пишет американская пресса, вводимые изменения уже были опробованы в небольших аэропортах США и в настоящее время запускаются поэтапно по всей стране. Международный аэропорт Денвера, например, сообщил сотрудникам на прошлой неделе, что поиск «запрещенных предметов» нужно будет проводить «более детально», чем это было раньше, когда методика досмотра разрешала пять вариантов проверки пассажира, в том числе, с использованием металлоискателя.
Теперь вместо пяти вариантов будет использоваться одна стандартизированная процедура, которая подразумевает «более тесный контакт» с пассажиром. В американской прессе ее уже окрестили как «легализованная ощупь» или «инвазивный метод». Как заявил в интервью NBCNews один из часто летающих пассажиров, «бывалые путешественники могут принять это спокойно, но нечасто путешествующие будут смущены и шокированы».
В первую очередь, такой досмотр предстоит тем, кто откажется или по каким-то иным причинам пройти проверку сканером, который отображает тело человека в полный рост. В этом случае досмотр будет проводиться сотрудником безопасности того же пола, при этом пассажиры могут потребовать, чтобы эта проверка проводилась в частном порядке, в присутствии свидетеля.
В TSA уточняют, что пассажиры иногда отказываются проходить полное сканирование на основании неприкосновенности частной жизни же по медицинским показаниям (наличие беременности, кардиостимуляторов и т.п.). Интересно, что согласно откровениям бывшего сотрудника TSA, опубликованным в 2014 году, «сканеры были хороши при обнаружении всего, кроме искусно спрятанных взрывчатых веществ и оружия».
«На экране дисплеев были видны расплывшиеся фигуры людей с избыточным весом, пирсинг в интимных местах, различные протезы и импланты, не говоря уже о размерах гениталий и искусственных грудях у женщин. Пассажиры нередко при X-Ray сканировании были застигнуты врасплох, и в таком нелепом виде оставались запечатлены на экране: в смешных позах, разинув рты, а-ля персонажи Эдварда Мунка» - поделился своими наблюдениями экс-сотрудник аэропорта.
Что с контактным досмотром в России?
В российских аэропортах пассажиры или проходят полное сканирование тела или идут через «звенящие» рамки. В последнем случае, после сигнала тревоги или выборочно, например, при наличии широких одежд или объемных складок одежды, они дополнительно контактно досматриваются сотрудниками безопасности. В частности, такой досмотр, как убедился на собственном опыте корреспондент «Вестника АТОР», нередко учиняется тем, кто путешествует в толстовках, для которых характерны широкие рукава и объемный капюшон.
Кроме того, контактный досмотр может быть учинен в случае присутствия у пассажиров имплантов или других «механизмов», связанных с жизнедеятельностью. Как сообщили «Вестнику АТОР» в пресс-службе аэропорта «Домодедово», сплошной досмотр в «Домодедово» осуществляется на входных группах, а также при входе в контролируемые зоны аэропорта.
«В случае необходимости, например, при наличии у пассажира имплантированных аппаратов, стимулирующих сердечную деятельность, или других ограниченных возможностей здоровья (Приказ Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 г. N227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности»), осуществляется контактный способ досмотра» - отметили в пресс-службе.