«Королевский замок, музей-шар и Московский проспект под землёй»: как предлагают застроить центр Калининграда через 10 лет

Возвращение исторической части города её прежнего лица, а также перспективы нового строительства в центре Калининграда постепенно становятся всё предметнее.

В качестве временных ориентиров для хотя бы частичного восстановления облика довоенного Кёнигсберга в его современном исполнении чаще всего называются две даты — Чемпионат мира по футболу летом 2018 года и 300-летие со дня рождения философа Иммануила Канта в 2024 году. Главным «ответственным» за этот процесс в настоящее время выступает проект «Сердце города», участники которого в последнее время проделали значительную работу по изучению утраченного наследия и возможности «переноса» исторических зданий и сооружений из прошлого в настоящее — с получением при этом точек притяжения для местных жителей и туристов, а также созданием принципиально новых общественных пространств.

Результаты своей работы специалисты уже неоднократно демонстрировали перед властями и журналистами — последняя презентация наработок «Сердца города» была проведена в пятницу, 2 августа. Архитекторы и культурологи представили обновлённую «версию» своей концепции, отвечающую — но лишь одним из миллионов возможных способов — на вопрос о том, что можно сделать на огромной территории между «Плазой», ЗАГСом на Шевченко, «Рыбной деревней» и зданием ДКМ.

Предложения калининградских архитекторов и культурологов в ближайшее время будут сформулированы в техническом задании, в соответствии с которым осенью нынешнего года пройдёт международный конкурс. По его итогам уже можно будет говорить о мало-мальски конкретных воплощениях «восстановленного Кёнигсберга» — в то время как сейчас речь идёт пока что об идеях и желаниях местных специалистов. Все они крайне примечательны и любопытны — чем, собственно, и заслуживают внимательного рассмотрения.

Для иллюстрации градостроительных замыслов вполне уместно использовать фотографии макета, также представленного на суд публики при презентации. При этом, правда, следует учитывать тот факт, что это видение центра Калининграда создавалось «в отдельности» от проекта «Сердце города» и, соответственно, не может служить стопроцентно точной визуализацией для его идей. Тем не менее, для понимания общих черт и направлений развития снимки макета вполне подходят.

Доминантой восстановленного исторического центра Калининграда во всех исследованиях выступает, конечно же, снесённый в шестидесятые годы прошлого века Королевский замок. «Сердце города» пока не готово дать однозначный ответ о масштабах и формате восстановления утраченного сооружения: пока что говорится лишь о консервации и закрытых куполом руинах замка, а также о перспективах отстройки заново наиболее символических деталей  — вроде главной башни. Полное же восстановление Королевского замка может выглядеть, к примеру, таким образом.

Судьба самого спорного сооружения современного Калининграда — дома Советов — также не может быть решена «одним махом». Несмотря на то, что многие в городе, включая некоторых архитекторов, высказываются за снос «монстра», в «Сердце города» говорят о том, что совсем отказываться от главного символа советской эпохи было бы неправильно. В этой связи дом Советов можно будет оставить, перестроить или — если по соседству с ним «вырастет» Королевский замок — дополнить современным зданием. Три сооружения «от прошлого к будущему» позволят объединить разрозненные исторические эпохи.

Особое внимание архитекторов занимает территория рядом с Королевской горой — ранее здесь располагался Альтштадт, а ныне проходит Московский проспект и располагаются его развязки с Эстакадным мостом. Это «гиблое» в настоящее время место планируется застроить малоэтажными историческими зданиями, сформировав при этом сеть кварталов и площадей.

При восстановлении будут использоваться архивные кадры Кёнигсберга, позволяющие повторить при новом строительстве — как это было сделано, к примеру, в Варшаве — облик исторических зданий, находившихся здесь до войны. Основным материалом уличного покрытия должна будет выступить брусчатка.

Появление в центре Калининграда такой большой «свободной» территории для такой застройки станет возможна только при реализации очень сложного и дорогого, но крайне элегантного инженерного проекта — «закапывания» под землю части Московского проспекта. Один из въездов в туннель расположится рядом с построенной гостиницей «Ибис» у Эстакадного моста. Предложенное на макете решение, кстати, не решает ещё одну дополнительную задачу, с которой можно будет справиться, несколько «передвинув» в сторону «Балтийского бизнес-центра» въездной створ. Дело в том, что «закопанный» Московский проспект раз и навсегда решит здесь проблему опасного пешеходного перехода — причём безо всяких изуверских для людей конструкций вроде наземных переходов.

Другой створ расположится приблизительно у Деревянного моста на Остров, а всё нынешнее пространство над участком Московского проспекта перейдёт в «пользование» преимущественно зданиям и людям.

Мостам, к слову, в концепции «Сердца города» выделяется особое — и справедливое с исторической точки зрения — решение. Помимо существующих сооружений, планируется восстановление разрушенных в годы войны мостов. В частности, в верхней части следующего снимка видно Кузнечный мост, ведущий от нынешней набережной Преголи напротив дома Советов к Кафедральному собору. Этот объект можно считать самым близким по реализации из всего, что предлагают калининградские архитекторы — он вполне может быть перекинут через Преголю в ближайшие годы. «Есть достаточно серьёзные политические решения по финансированию его восстановления», — отмечалось на предыдущей презентации.

Есть повод подумать и над, пожалуй, самым дискуссионным предложением, которое могут сформулировать специалисты. Речь идёт о восстановлении застройки бывшего Кнайпхофа — нынешнего острова Канта — по образу и подобию довоенных времён. Выглядит эта идея крайне непривычно: при движении по эстакадному мосту сбоку оказывается не «лес», а внушительных размеров здания.

«Сегодня мы видим Кафедральный собор как парковое сооружение, хотя он находился в средневековой тесноте», — отмечают архитекторы и культурологи. Дополнять малоэтажную средневековую застройку крайне подходящим образом будет «дом на набережной» — 17-этажка на Эпроновской улице.

Плотная историческая застройка острова Канта может «соседствовать» с застройкой нынешней набережной у Московского проспекта — если такое решение предложит победитель международного конкурса по проектированию.

По другую сторону Эстакадного моста расположатся гостиницы — нынешняя «Ибис» и будущая «Ластадие». Эти участки уже давно были проданы под застройку.

Здания на острове Канта будут «рифмоваться» с существующей застройкой «Рыбной деревни» на другом берегу Новой Преголи.

Саму «Рыбную деревню» после многолетних судебных тяжб с Министерством обороны смогут расширить от Юбилейного моста в сторону набережной Ветеранов. Замыкать вторую очередь комплекса по первоначальным замыслам инвесторов должна будет видовая башня «Ломзе».

Застройка самого Октябрьского острова по-прежнему остаётся неразрешимым вопросом. С одной стороны, аварийные дома в глубине микрорайона, на набережной Карбышева и вдоль Второй эстакады уже давно требуют сноса. С другой стороны, местные жители всегда крайне болезненно реагируют на эту тему. Макет и концепция планировки Октябрьского острова к Чемпионату мира не дают чётких ответов на этот вопрос, предлагая сочетать старую и новую застройку.

Предложение застроить большую часть Острова малоэтажными домами «под старину» и внешне облагородить «Викторию» на Солнечном бульваре — лишь один из возможных вариантов.

Единственное сооружение, возможность возведения которого не обсуждается — это историческое здание синагоги на месте цирка на Октябрьской улице. По данным городских властей, этот проект в ближайшее время начнёт воплощаться в жизнь.

Отдельное внимание следует уделить и «дальнему краю» территории предполагаемого восстановления исторической застройки — на берегу Преголи рядом с Эстакадным мостом и зданием ДКМ. Представленное на макете видение не совпадает с нынешними планами архитекторов и властей. На месте гигантской пустой площадки внизу снимка должны будут разместиться реконструированное «здание-колодец» Янтарной мануфактуры и всё сопутствующее туристическое окружение — вроде рыночной площади, которая должна будет стать главным местом для торговли сувенирами.

На другом берегу Преголи от мануфактуры, в свою очередь, разместится пока что лишь запроектированный, но уже гарантированно появящийся там комплекс новых зданий Музея Мирового океана. Доминантной музейного комплекса станет огромный корпус-шар, символизирующий собой нашу планету. Рядом с ним, соединённые единым переходом, появятся «двусторонние» здания кубы: с воды их фасады будут выполнены из стекла, а со стороны набережной Баграмяна — оформлены в стилистике 19 века. Кроме того, напротив главного корпуса появится яхтенная стоянка, а музейные корабли поменяются местами.

Подводная лодка Б-413 «переедет» ближе к зданию Морского порта, а «Витязь», «Космонавт Виктор Пацаев» и траулер СРТ-129 по-другому расположатся вдоль набережной. Свои надежды у Музея Мирового океана есть и относительно существовавшего ранее моста через Преголю — сейчас от него остались лишь опоры. В случае приведения в порядок противоположного берега (реконструкция Янтарной мануфактуры может стать для этого отличным поводом) калининградцы и гости города благодаря восстановленному мосту могли бы получить прямую связь между двумя важнейшими для региона музейными центрами.

Наконец, новое лицо в перспективе должна будет получить и главная «парадная» улица Калининграда — Ленинский проспект. Безликие советские пятиэтажки на участке от Южного вокзала до площади Победы планируют «задекорировать» с помощью современных материалов. На особо исторический вид улицы в результате рассчитывать будет нельзя, но сделать проспект более симпатичным для нахождения и взглядов со стороны — вполне уместная задумка.

Другие новости по теме «Информация, СМИ»

Июнь 16, 2018 - 09:20

Автоматический чат на базе технологий "Яндекс.Переводчика" заработал в приложении "Яндекс.Такси", он позволит водителям сервиса общаться с иностранными туристами. Функция постепенно появится у всех пользователей приложения в ближайшие дни, говорится в сообщении компании в пятницу.

 

Июнь 16, 2018 - 09:03

 В связи с размещением на сайте https://www.polartour.ru/ информации о вынужденном приостановлении «Группа компаний Polar tour» (далее – «Polar tour»), своей деятельности и невозможности в дальнейшем исполнить свои обязательства по субагентским договорам с 15 июня 2018 года, Федеральное агентство по туризму информирует.

 

Июнь 16, 2018 - 08:53

Вечером 14 июня компания Polar Tour сообщила о приостановке деятельности. Де-факто компания работала в качестве центра бронирования, не имея фингарантий. Правовая служба АТОР подготовила рекомендации для туристов, чьи туры оказались не оплачены компанией Polar Tour туроператорам.

 

Июнь 15, 2018 - 18:14

Аэрофлот подвел итоги фотоконкурса «Россия всегда со мной», который традиционно проводит 12 июня, в День России.