Жителей Петербурга и гостей со всей России ждут каменные твердыни Северо-западные крепости Руси, упоминаемые в учебниках истории и незнакомые - Ямбург, Ивангород и Копорье.
В нашей истории, все было и яркие победы "виктории" и "конфузии" - поражения на языке 18 века . Конфузия — это, пожалуй, самое подходящее слово для того, чтобы пояснить произошедшее в 1700 году по Нарвой. Первоначально шведская армия вроде как и побежала, но на второй день уже русские полки могли дать бой. Но та неразбериха, которая царила в обеих армиях, заставила командование отвести войска друг от друга. А виктория была уже позднее, в году, когда получив опыт сражений, Пётр заставил шведскую армию бежать.
И свидетелями всего этого были русские крепости.
Крепость Ям была основана новгородским боярином Иваном Фёдоровичем в 1384 году. Однако для новых задач, стоявших перед Россией, она была уже устаревшей. Поэтому в мае 1702 года по собственному проекту Петра I началось возведение бастионной дерево-земляной крепости. Царь лично следил за строительством и приезжал в город. Новая крепость должна была стать преградой шведским войскам в их возможном наступлении на Санкт-Петербург.
Крепость окончательно разобрана в 1781 году по указу Екатерины II. На месте крепости был разбит парк Летний сад. Входила в месте с Ивангородской крепостью в цепь обороны от шведов.
Мы бродили по старинным валам, которые сейчас похожи на зелёные холмы, видели различные указатели.
Но самым лучшим оказалась компьютерная презентация , подготовленная местным краеведческий музеем. Это интерактивная экскурсия по трехмерным моделям крепости, где вы можете рассмотреть её во все века и во всех подробностях. Очень рекомендую не пройти мимо.
Оказалось, что Ямбург не захотел вернуть себе свое историческое имя и до сих пор называется Кингисепп, хотя в нем очень много энтузиастов, которые собирают, презентуют и публикуют исторические материалы. В городской библиотеке организован Петровский центр, где представлено много исторических фактов, картин, книг. Только что вышла новая, «Ямбург — город Петра Великого, которую написал Вадим Аристов, постоянный спонсор Центра. А чего стоит серия картин художника В. А. Сальников, который отразил в них многие этапы жизни царя. Я очень удивилась им, поскольку это не копии чего-то, а самостоятельные картины с интересной компоновкой персонажей.
Ивангородская крепость — это тот форпост, который много раз сражался и переходил из рук в руки. Когда великолепный экскурсовод Арефьева Ирина Викторовна нам рассказывала и показывала точки с крепостной стены, мы все время слышали, что русские стояли и в крепости, и в Нарве. И мне пришла мысль, что этот тур «Дорогами Петра I» стоило делать с посещением соседнего эстонского города с практически полным русским населением. И император там был, и Нарва долгое время была русским городом.
Там была установлена стелла в честь 200-летию Петра, остатки которой находятся в городском музее. Кроме того, на острове Сиверсгаузене установлен крест павшим при осаде Нарвы 19 (30) ноября 1700 года героям-предкам Лейб-гвардии Преображенского и Лейб-гвардии Семеновского полков.
Крепость принимает огромное количество экскурсантов, каждый сотрудник проводит по 3-4 презентации в день. Мне даже жалко их стало: высоченные ступени как ежедневные спортивные тренировки. Но это того стоит — подняться и пройтись по стенам, представив себя средневековым жителем крепости.
Побывали мы и на месте ставки Петра Великого во время конфузии 1700 года, на острове Кампергольм, откуда был построен наплавной мост через Нарову. К началу XIX века протока между островом и правым берегом реки Наровы заросла.
В 1996 году рядом с местом петровской переправы установлен металлический крест в память русских воинов, павших в двух Нарвских битвах Северной войны (1700-го и 1704 года).
Осенью 2006 году была установлена деревянная часовня в честь Святого великомученика Феодора Стратилата – небесного покровителя русского православного воинства. Памятная часовня выполнена в традиционном русском стиле, характерном для деревянных культовых сооружений. И очень символично, что рядом стоит пограничный столб: здесь заканчивается Россия 2022.
Очень порадовала Копорская крепость: её реставрируют, и уже входная часть даёт возможность войти внутрь. Там пока все огорожено, ремонт продолжается. Крепость тоже связана с именем Петра. Именно по его приказу в 1703 году Копорская крепость была освобождена от шведской оккупации. Император несколько раз посетил Копорье — в мае и июне 1704 года и в марте 1706 года. Следов его пребывания не осталось, но то, по какому плану русские воевали с неприятелем, видно до сих пор: огромный пролом в стене совершенно с неожиданной стороны, где его, по мнению шведов, ну никак не могло быть. Всё у нас делается по своему.
Очень интересным оказался визит в Лебяжье, где когда то стоял императорский путевой дворец. От него ничего не осталось, на этом месте стоит памятный знак, не более. Петра в этой местности не всегда вспоминают добрым словом. В давние времена Лебяжье можно было считать древней столицей металлургов. Как оказалось, в почве очень много так называемого болотного железа, из которого местные жители выплавляли не очень качественный металл для сельскохозяйственных орудий, утвари и оружия. Процесс был длительным, выход был минимальный. В начале 16 века, когда в Европе и на Руси появилось огнестрельное оружие, потребовалось много металла. Оружие, выкованное из красногорского железа, пушки, отлитые из красногорского чугуна, помогали русским ратникам защищать северо-западные рубежи Руси.
Когда в начале 18 века эти местности были освобождены от столетней шведской оккупации, Петр I бывал на Красной Горке. Он искал руду – для нужд Северной войны требовалось железо. И он нашел его, но на Урале. Этого металла, залежей руды, было несравненно больше, и качество его было значительно выше, чем «болотной» руды Красной Горки. Так закончилось здесь производство металла.
Но наш гид, знаменитый Александр Сенотрусов, которого можно слушать часами, рассказал, что именно эти места изображены на картине «Петр I на Красной Горке». Картина была заказана Айвазовскому Главным штабом, который предоставил чертежи кораблей для исторической точности.
Всё в этой картине прекрасно, кроме правды. Да, такая история была. Но Айвазовский никогда не бывал в этом посёлке, картина была написана в Керчи, основную часть рисовали подмастерья художника, а сам художник только уточнил некоторые делали и, конечно, поставил свою подпись. Всего было 3 авторских повторения. Одно из них на днях представлена в Михайловском замке на юбилейной выставке «И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре XVIII-XIX веков».
Григорий Наумович Голдовский, заведующий Отделом живописи XVIII — 1-й половины XIX вв. Государственного Русского музея , сообщил, что эскиз к картине того же 1846 года хранится в Национальном художественном музее Республики Беларусь (Минск). А еще один вариант – в частном западном собрании. Причем последний датируется 1899 годом. То есть, сюжет «Петр I на Красной Горке» занимал Айвазовского более полувека. Можно сказать, до последних дней жизни.
Пару слов об отелях, которые мы встретили на своём пути. Первый — Гостиничный комплекс Парк-Отель «Green Force». Он недавно поменял владельцев, поэтому сейчас находится в стадии ренвации. Светлые номера со всеми удобствами, зелёная территория — все может привлечь гостей Кингисеппа. На обед нам предложили Петровское меню — мариновыные опята, гороховый суп, картофель по деревенский с рыбой. Довольно все вкусно было.
Второй — в Ивангороде, гостиница «Витязь». Минимализм во всем:в номерах, в ужине, особенно в завтраке. Это место просто для ночёвки. Как я поняла, здесь много шоферов — дальнобойщиков, которые не смогли по каким то причинам сразу пересечь границу.
Во время поездки я узнала довольно много нового, о чем постаралась рассказать вам. Никто не знает, что было 300 лет тому назад. Но все хотят поделиться тем, что им уже известно. И это радует.
Татьяна Бушманова
Фото Татьяна Бушманова