Индекс деловой активности (PMI) в российской сфере услуг в ноябре опустился до минимального значения за последние пять с половиной лет — 44,5 балла, подсчитали аналитики банка HSBC.Ожидания бизнеса по своей пессимистичности сравнимы с настроениями в кризисном 2008 году. Причинами такого положения дел аналитики называют падение курса рубля, санкции, политическую неопределенность и снижение спроса. При этом как эксперты, так и компании ожидают дальнейшего ухудшения условий ведения бизнеса в сфере услуг.
В ноябре российский PMI в сфере услуг снизился с октябрьского 47,4 пункта до 44,5 пункта и стал рекордно низким за пять с половиной лет, подсчитали аналитики HSBC. Число новых предприятий в сфере услуг уже третий месяц снижается с максимальной скоростью с мая 2009 года, а рабочие места в отрасли сокращаются на протяжении 17 месяцев подряд.
Ожидания бизнеса тоже весьма мрачны. Около 31% опрошенных предпринимателей предполагают дальнейшее снижение деловой активности. «Такие негативные настроения были зафиксированы за все время проведения опроса лишь дважды: в середине 2001 года и в ноябре—декабре 2008 года»,— отмечается в обзоре.
Главный экономист HSBC по России, СНГ и Прибалтике Александр Морозов связывает такое положение дел в отрасли с падением курса рубля, политической неопределенностью, санкциями и снижением спроса — затраты и цены на продукцию в отрасли в ноябре заметно выросли. «Условия ведения бизнеса в сфере услуг, вероятно, продолжит ухудшаться в ближайшие месяцы»,— предполагает он.
Совокупный индекс объемов производства (отражает активность и в сфере услуг, и в промышленности) в прошлом месяце тоже значительно снизился — до 47,6 пункта с 49,1 пункта в октябре. Напомним, что при этом деловая активность в производстве растет — промышленный PMI пятый месяц подряд держится на отметке выше 50 баллов и составил 51,7 пункта. Закупочные цены на фоне падения рубля в прошлом месяце «увеличились максимальными темпами более чем за 16 лет, что привело к максимальному росту отпускных цен с марта 2011 года». Ускорились и темпы роста новых заказов, при этом внутренний спрос «продолжал быть локомотивом расширения» в связи с сокращением экспортных заказов.
http://kommersant.ru/doc/2624858