В Кронштадте появится новый аэропорт, и не какой-нибудь, а международный: после реконструкции аэродрома "Бычье поле" остров Котлин свяжут воздушным мостом с Лаппенрантой. Здесь будет создана взлетная полоса для легкомоторного транспорта и построен небольшой аэровокзал. Предусматривается и перебазирование в Кронштадт школы высшего пилотажного мастерства и воздушного театра, а также создание стоянки для авиации МЧС и вертолетов с будущих "мистралей". Проект реконструкции аэродрома "Бычье поле" в Кронштадте начал обретать черты реальности. Министерство обороны приняло историческое решение передать 5,2 га земли на острове Котлин в собственность Санкт-Петербурга. По данным "Фонтанки", соответствующий документ был подписан в начале февраля. В Координационном совете по созданию нового аэропорта обещают, что, как только по вопросу собственности территории "Бычьего поля" настанет полная юридическая ясность, проект обязательно представят общественности. После реконструкции "Бычье поле" должно превратиться в аэродром II класса. Как пояснил координатор программы реконструкции и председатель координационного совета Александр Соловьев, нынешнее состояние аэропорта позволяет его уже сейчас использовать для малой авиации, для приема остальных типов самолетов потребуется соорудить новую взлетную полосу, длиной 1250 метров. Инвесторы, по его словам, уже найдены - в проект намерены вложиться компании, базирующиеся в Лаппенранте. Проектированием занимается архитектурное бюро "Студия К-7". Сейчас, как поясняет Соловьев, проектная документация дорабатывается. Самой сложной проблемой, как всегда, оказалась транспортная доступность - развязки КАД для аэропорта расположены не очень удачно. Длина новой взлетно-посадочной полосы в 1250 метров - больше, чем можно разместить на имеющейся территории. Поэтому часть ВПП будет вынесена на сваях над водой. Для безопасности полётов и снижения шумов новую полосу предполагается развернуть по отношению к старой, и ее ось совпадет с осью основной части дамбы. В самом аэропорту планируется перрон для частных самолётов авиатуристов, таможенный и пограничный терминалы, аэровокзал МВЛ и автостоянки. Общий объем затрат на реконструкцию и создание необходимой инфраструктуры оценивается в 5 миллионов евро - на фоне затрат на многие мегапроекты эта цифра выглядит даже достаточно скромно. Причем, как поясняет Соловьев, задачу поиска денег облегчает то, что все инвестиции будут "растянуты во времени" - аэропорт будет строиться и вводиться в эксплуатацию поэтапно. Строиться новый аэропорт должен на основе частно-государственного партнерства. В самое ближайшее время, как заверяет Соловьев, должны быть заключены концессионные соглашения с теми инвесторами, которые пожелают принять участие в проекте. На сегодня уже достигнуты предварительные договоренности с ЗАО "Экспофорум" - выставочная компания нуждается в площадях для проведения выставок морской и авиационной тематики. Проявляют интерес к проекту и в ОАО "Третий парк", которое занимает форт "Константиновский" и заинтересовано в развитии транспортных маршрутов в Кронштадт. Совместно с Финляндией разработана программа "Воздушный мост дружбы" - создание постоянной связи между аэропортами Лаппенранты и Кронштадта. "Финны испытывают проблемы с недозагрузкой своего аэропорта, - объясняют в координационном совете "Бычьего поля". - Поэтому они предлагают создать постоянное авиасообщение с прохождением таможенного контроля в Лаппенранте. Таким образом, решаются сразу несколько проблем - загрузка аэропорта и обеспечение работой русскоговорящего населения региона. А взамен они берут на себя обязанность обеспечить к нам поток авиатуристов, рекламу нового аэропорта и привлечение инвестиций в проект". Планируется создать на кронштадтском аэродроме и сектор спортивной авиации: после того как 2/3 знаменитого аэропорта "Кубинка" были проданы бизнесмену Сулейману Керимову, Школа высшего пилотажного мастерства осталась без места. Авиаторы Сергей Рахманин и Светлана Капанина, официально признанная лучшим пилотом XX столетия, входят в координационный совет по реконструкции аэродрома и подтверждают, что готовы создать свою школу на новом месте. Планируют они и выступить с идеей провести в 2017 году в Кронштадте чемпионат мира по высшему пилотажу. Заинтересовалась проектом и главный менеджер сборной России по высшему пилотажному спорту Маргарита Барк, которая намерена создать на базе аэродрома "Бычье поле" воздушный театр. Глава администрации Кронштадтского района Александр Горошко подтверждает, что к нему уже обратились с просьбой разрешить использовать первый Северный форт для того, чтобы организовать трибуны для зрителей и размещения оркестра. Первым спектаклем должна стать постановка в воздухе "Щелкунчика" под "живую" музыку. Кроме авиакомпаний МВЛ, аэроклубов и "Русской школы высшего лётного мастерства" на аэродроме планируется разместить стоянки вертолётов МЧС и ВВС ВМФ. "Все новые корабли Кронштадта оснащены вертолётами, и ВМФ необходимо место для их наземного обслуживания - включая "Аллигаторы", которыми планируется оснащать "мистрали", - объясняют инициаторы проекта. Мнение жителей Кронштадта по поводу нового проекта пока неизвестно. Но, как подчеркнул в разговоре с "Фонтанкой" Соловьев, по его данным, особых возражений нет. "Правда, многие не сомневаются в том, что это будет очередная "потемкинская деревня", - заметил он. - Но если власть поддержит проект в его существующем виде, то есть все шансы довести дело до конца". Напомним, решение о реконструкции аэродрома "Бычье поле" было принято в июле 2009 года, в русле разработки отраслевой схемы развития и размещения объектов инфраструктуры воздушного транспорта. В соответствии с этим документом кроме реконструкции аэропорта Пулково и создания нового аэропорта в Кронштадте должен был появиться аэродром "деловой авиации" в Левашово, а также три вертодрома (в Пулково, на Предпортовой и в Пушкине) и 16 посадочных площадок для вертолетов. Ответственными за реализацию программы были назначены вице-губернаторы Юрий Молчанов и Роман Филимонов, ныне покинувшие Смольный. "Сухопутный для легкой авиации аэродром" в Кронштадте был создан в 1932 году по решению Управления Военно-морских сил РККА. Никаких аэродромных сооружений не предполагалось, в течение года была создана круглая, хорошо выровненная и плотно утрамбованная взлётно-посадочная площадка диаметром 600 метров. Точная дата, когда работы по строительству этой площадки были закончены, неизвестна - в делах РГА ВМФ этот факт не отражен, учетная карточка аэродрома выдана в 1932 году. 5 марта 1933 года "Совершенно секретный" приказ Управления Военно-морских сил РККА по вопросу строительства аэродромов морской авиации поставил новую задачу - увеличить аэродром на острове Котлин для базирования на нём истребительной авиаэскадрильи в 31 самолёт, а у форта Литке организовать гидроаэродром. Но лишь перед началом Великой Отечественной аэродром "Бычье поле" был наконец модернизирован и смог принять авиаторов 71-го ИАП ВВС КБФ. Что же касается гидроаэродрома острова Котлин, то он так никогда и не был создан.