Круглый стол по ФЗ «Об основах туристской деятельности» «Меняем правила» в Новосибирске.

27 апреля в Новосибирске состоялся круглый стол «Меняем правила», организованный Региональным информационно-аналитическим центром STI.

Предлагаем вашему вниманию стенограмму выступления спикеров мероприятия и основных моментов состоявшейся на круглом столе дискуссии.

Модератор:
В этом году приняты изменения в основной федеральный закон «Об основах туристской деятельности». Предполагалось, что внесение изменений в ФЗ решит ряд проблем, касающихся ведения бизнеса и взаимодействия участников рынка, но вопросы только добавились. Сегодня для обсуждения с экспертами мы заявили три блока вопросов: понятийный аппарат и степень его соответствия реалиям современного рынка, ответственность участников рынка за оказанные туристские услуги и реализованные турпродукты, вопросы правового регулирования туристского рынка. Экспертами на нашей встрече выступают председатель Правления РОСТ Сибири Наталья Куцевол, руководитель правовой комиссии Новосибирской ассоциации туристических организаций Елена Лукьянова и исполнительный директор Бюро путешествий «Гран-Тур» Ольга Тимохина.

Ольга Тимохина:

С 1996 года мы живем по закону «Об основах туристской деятельности». Самой слабой частью ФЗ является понятийный аппарат. Туризм - слишком сложная и неоднородная отрасль, закону, на мой взгляд, не удалось охватить весь туризм даже в понятиях. Но закон претендует на отраслевой, а, значит, должен максимально соответствовать потребностям участников отрасли. И желательно, чтобы закон соответствовал современным реалиям, поэтому в него периодически вносятся поправки. Существенный недостаток закона – это скудный понятийный аппарат, а он уже порождает все остальные проблемы. В законе декларируется, что у нас есть внутренний, въездной и выездной туризм, туроператорская, турагентская и иная деятельность по организации путешествий. Но ни слова о том, что существуют организованный массовый и индивидуальный туризм. Большая часть закона посвящена туроператорской деятельности, выездному туризму, а если точнее – массовому, пакетному. Вскользь упоминается турагентская деятельность. Хорошо, что есть подзаконный акт: «Правила оказания услуг по реализации туристского продукта».

У участников рынка есть два отношения к этому закону. Первое: закон принят и нужно под него подстраиваться. Многие, откровенно и не стесняясь, говорят, что будут искать способ, как закон можно обойти. Второе отношение, что закон регулирует только реализацию турпродукта, а существуют ещё отдельные туристские услуги, которые регулируются другими актами. И что можно спокойно работать, игнорируя этот закон, лишь бы не формировать турпродукт. Я считаю, что сторонники второй точки зрения очень рискуют, потому что понятийный аппарат в законе не очень чёткий. Судебная практика показывает, что судья считает турпродуктом любую отдельную услугу. Хотя оказание отдельных туристических услуг – это чисто посредническая деятельность, может быть, вообще не имеющая отношения к туризму.

Туроператорская и турагентская деятельность связана с турпродуктом. Согласно понятийному аппарату, турпродукт – состоит из отдельных туруслуг. Основная проблема сейчас в том, что туруслуги может оказывать любая фирма. Но суды всё это могут подвести под турпродукт. Именно это у меня вызывает опасение: просто так закрыть глаза и заниматься продажей услуг, не формируя турпродукт, не получится.

Туроператорская деятельность от турагентской отличается тем, что туроператор имеет право формировать турпродукт, а турагент - не может. Но они ничем не отличаются в отношении продажи отдельных туруслуг. Поэтому, если этого не прописать, судьи будут это трактовать как туроператорскую деятельность. У меня предложение - расширить понятие туроператорской и турагентской деятельности и добавить право туроператора и турагента продавать отдельную туруслугу.

Что такое туруслуга? Это самое сложное. Определений много, но в законе его нет, и это понятие требуется внести. Здесь ещё одна вещь появляется, которая, может быть, спорная, но, как мы знаем, услуга может быть заранее оплаченной и собственно из-за неё (возникают – STI) все риски и возможные банкротства. А есть услуга по запросу, по которой риски минимальны. Отсюда возникают разные степени ответственности. Поэтому нужно не просто ввести понятие «туристская услуга», а нужно её ещё как-то структурировать, что она может быть разной.

Далее в определении турпродукта упоминаются две услуги – перевозка и трансфер. В новом законе вводится расшифровка определения трансфера, когда говорится про экстренную помощь. Как дополнили барнаульские коллеги, по внутреннему туризму – перевозка и трансфер тоже разные понятия. И опять нет понятия, что такое трансфер, это все может давать свободу трактования судьям.

И новое в моих предложениях, чего раньше не было, это размещение. Алтайцев это сильно волнует. Они предлагают, чтобы размещение всё-таки было стационарное и нестационарное (в палатках). Потому что те, кто сейчас занимается незаконно организацией по внутреннему туризму – они не оформляют внутренних туроператорских лицензий. Они считают, что у них нет перевозки и размещения.

В законе совершенно никак не освещается, что такое «организованный туризм». Нужно разделение на массовый туризм – на базе гарантированных заранее выкупленных услуг, и индивидуальный – по запросу. Это существенная разница, и от этого зависит степень ответственности тех, кто оказывает услуги.

Мое мнение - революционное, и я понимаю, что оно совершенно не выгодно туроператорам, которые кучу денег заплатили за право работать (в туроператорском статусе – STI), а их хотят ограничить, сказать, что это не только вы можете продавать услуги. Но основной риск возникает только тогда, когда услуга прогарантирована. Поэтому, на мой взгляд, турпродуктом должно считаться только то, что прогарантировано.

Наталья Куцевол:

Я за то, чтобы больше внимания уделить понятийному аппарату, потому что он самый главный. Все наши проблемы исходят именно из понятийного аппарата.

Первой определение туризму дала ООН в 1954 году: «Туризм – это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья и физического развития человека, связанный с передвижением человека за пределы постоянного места жительства». В материалах Всемирной конференции по туризму, проведённой ВТО в 1981 году в Мадриде, дано следующее определение: «туризм — один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта». В 1993 году Статистическая комиссия ООН приняла более широкое определение: «туризм — это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями».

У нас определение немного другое. Проблема определения туризма связана с двойственностью природы туризма. С одной стороны, туризм – это частный случай путешествия, с другой стороны, это деятельность по производству туристского продукта. В принципе, и путешествие, и производство турпродукта – это деятельность. В законе есть классификация видов туризма, но упущены цели туризма. По целям туризм всегда делится на два основных направления – рекреационный (лечебный, оздоровительный, познавательный, спортивный) и деловой (бизнес, конгресс и шоп-туризм).

Реализация туристского бизнеса в условиях рынка может быть осуществлена при наличии четырех основных составляющих: капитала, технологий, кадров и рекреационных ресурсов. Это означает, что недостаточно иметь капитал, технологии и кадры, чтобы заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то его необходимо создать. Рекреационных ресурсов на планете – ограниченное количество.

Существующий ресурс для турбизнеса – это сверхприбыль. Как только встает вопрос о создании рекреационных ресурсов, так сразу прибыль нашего бизнеса снижается, и себестоимость возрастает.

Под рекреационными ресурсами закон понимает совокупность ресурсов, природных и созданных человеком. Как правило, именно рекреационные ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе. Эти ресурсы имеют основные свойства: привлекательность, климатические условия, доступность, степень изученности. Туризм оказывает влияние на рекреационные ресурсы. Поэтому снижение ущерба от этого влияния должно регулироваться законом. Таким образом, рекреационные ресурсы рассматриваются как один из факторов развития туризма и основа для планирования производства туристского продукта.

Следующий термин – «туристский продукт». Исходя из того, что рекреационные ресурсы имеют большое значение в формировании турпродукта, наиболее правильное и международнопринятое определение турпродукта – это «комплекс ресурсов, услуг и товаров, право пользования, которым турист приобретает для организации своего путешествия». Тур – первичная единица туристского продукта, реализуемая клиенту. Она как раз состоит из основных услуг – транспорта и размещения. Собственно у нас в законе описан тур.

После турпродукта у нас идёт обозначение туроператорской деятельности. Это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, экономическим фактором, которого являются рекреационные ресурсы. Если их не хватает, их создают. Чтобы стать экономически значимым для экономики, турпродукт должен стать массовым, как в Турции и Египте. Для туроператора, как для производителя туруслуг, работает только такая формула: Рекреационные Ресурсы + Деньги + Технологии + Кадры = Турпродукт. Без ресурсов продукт не получится. Турпродукт туроператор может продавать сам или с помощью турагентов. Дальше в нашем законе идет описание турагентской деятельности.

Два момента. Во-первых, турпродукт неправильно описан, упущено понятие тура, и турагентской деятельности. Это формирование и продвижение турпродукта, что идёт в разрез не просто с ГК, потому что нельзя ограничивать деятельность бизнеса, но она ещё и идёт в разрез действующим ГОСТом, который мы все с вами в договорах отмечаем. «ГОСТ Р 50690-2000. Туристские услуги. Общие требования» прописывает турагентскую деятельность как продвижение, бронирование и реализацию турпродукта, бронирование отдельных услуг, в том числе экскурсионных, доставку и т.д. ГОСТ прописывает, что турагент имеет право продавать как турпродукт, так и утруслугу. Туристская услуга – это результат деятельности исполнителя услуг по удовлетворению запроса потребителя по организации и осуществлению путешествия, отдыха и рекреации. Здесь самым главным элементом является турист – тот, ради кого мы это делаем.

И тут возникает понятийный конфликт нашего закона, который стал очевиден еще с 2012 года. Трагизм ситуации, что никакой туроператор никаким производством турпродукта не занимается, а рекреационный ресурс подменяется услугами. У нас открылся железный занавес. Чтобы попасть на существующие рекреационные ресурсы, ставились самолеты. Наши туроператоры занимались реальным производством. Начиная с 2000-х годов, туроператоры не стали создавать рекреационные ресурсы, потому что ресурсы иссякаемы. Если вы открыли место, то когда-нибудь туда поставят регулярный рейс. Кто-то стал это понимать и создавать рекреационные ресурсы (строить гостиницы, открывать круизы). У наших туроператоров лёгкие деньги не пошли на воспроизводство, в том числе в нашей стране не создавали ресурсов. Появилась подмена турпродукта туруслугами. Туроператоры летают на регулярных рейсах, часто даже не выкупают блоки в гостиницах. Туроператоры и турагенты в нынешнем законе никогда не будут ни партнёрами, ни коллегами, они на сегодняшний день – конкуренты. Туроператоры будут выдавливать турагентов, это ненужный элемент в его деятельности. И никакого турпродукта реализовываться не будет.

Рекреационные ресурсы на всей планете уже иссякли, а в России ничего не создано. Надо понимать, что рекреационные ресурсы нам нужно создавать здесь, чтобы туризм стал экономически развитой единицей. Наш закон в существующем виде больше ничего не может сделать. Этот закон не будет развивать туризм в нашей стране, поэтому его нужно переписывать.

Елена Лукьянова:

Я являлась членом комиссии в Государственной думе и принимала участие в нескольких заседаниях в Москве, где решалась судьба и вносились изменения в закон 2007 года, потом в 2011. Я однозначно со всеми вами согласна, потому что без изменения понятия турпродукта реализация закона под большим вопросом.

Но чтобы бороться с чем-то, не достаточно сказать: «Нам не нравится закон, давайте его перепишем». Мы с вами закон не перепишем. Мы много лет писали, чего-то нам удавалось добиться, но очень немного, но были вещи, которые нам как-то удалось донести до законодателя. Чтобы бороться с законом и законодателем, нужно научиться мыслить, как законодатель. Есть юристы-теоретики, и есть юристы-практики. Это разные люди. Ни один судья просто физически это не может делать. К нему заходит слесарь, у которого сорвало кран и затопило квартиру, следующие по страхованию заходят, следующие - туризм. И судья не будет так глубоко во всё погружаться. Второе, у нас в судах 100% принимается за основу специальное законодательство. Все уважают ГК, и судьи часто на него опираются. Но, когда мы говорим о туризме, прежде всего две вещи – это закон о защите прав потребителей, потому что самый главный человек в туризме – это турист, и все делается ради него, а не для туроператора или турагента.

Мы – турагент, мы хотим продавать туруслуги. Законодателю это зачем? Мы можем предложить туруслуги, но нужно предложить и механизм защиты потребителя. Задача закона – защитить потребителя. Из-за чего изменения в закон стали вносить? Не потому что туроператоры плохие, а потому что потребитель пострадал. Такая серьезная ситуация произошла, и сколько лет потребовалось на (внесение изменений в – STI) закон. На прохождение закона и внесение серьёзных поправок требуется два года. Депутаты решили, а потом колоссальная работа проводится для того, чтобы это стало законом. Я искала новый закон в обработке, но его нет, за месяц не обработали.

Впервые с 2007 года нас ждут такие изменения, которых никогда не было. Изменения будут очень серьёзные. У законодателя есть задача, поставленная сверху, - защитить потребителя. И они всё для этого делают. Сколько участников рынка? Тысячи. Значит нужно сократить количество. Когда сюда приезжал Писаревский (зам. руководителя Ростуризма – STI), а он в 2007 году разрабатывал тот закон, он сказал, что в перспективе туроператоров будет очень мало. Тогда нас было 4400, сейчас 500 осталось. Он говорил, что мы хотим сократить (число туроператоров –STI), чтобы можно было контролировать. Создали жесточайшие условия для туроператоров, после 1 января их будет 200. Это контролируемые люди. Мы столько лет боролись с тем, что рынок должны контролировать туроператоры: как туроператоры будут контролировать рынок, у них нет никаких механизмов? Нет, есть механизмы. Сейчас они полностью регулирование турагентского рынка перекладывают на туроператоров. Если вы посмотрите федеральный реестр, то там нет федерального реестра турагентов. Но в статье написано, что право на работу имеют только агенты, которых туроператор внёс в реестр. Турпомощь – единственное объединение, которое имеет статус объединения. Всё остальное – это некоммерческие организации. Объединение туроператоров одно, и именно на него возложена законом обязанность формировать реестр.

Что касается судебной практики на последних инстанциях, это коллегиальные решения, например, Московского областного суда, Ленинградского областного суда, когда решения принимается коллегией судей. Если вы такое решение коллегий судей прикладываете к своему решению, в 99% случаев решение вашего мирового судьи будет точно таким же. И мне было интересно, чем эта коллегия судей оперирует.

Возвращаясь к понятийному аппарату, я тоже считаю, что туруслуга должна быть определена. Не знаю, какая у неё должна быть защита. Если вы внимательно посмотрите закон, то там два субъекта: туроператор и турагент. Иных субъектов – нет. Как закон описывает, что такое деятельность по формированию турпродукта, и на что ссылаются суды? Это деятельность по исполнению и заключению договора с третьими лицами. А разве не такой деятельностью мы занимаемся, когда продаем отдельную услугу. Поэтому судья говорит, когда речь идет об отдельных услугах - речь идет о туроператорской деятельности. Дальше они говорят, что сложный состав турпродукта, формируемого туроператором, сам по себе для туриста не должен иметь значения с точки зрения механизма защиты его прав как потребителя. Поскольку ответственность туроператора устанавливается за нарушение качества и безопасности соответствующей услуги в целом. Существующая судебная практика исходит из того, что по сути турпродуктом является любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и подлежащая оплате с их стороны. В широком смысле турпродукт – это комплекс товаров и услуг в совокупности образующий туристическую поездку. По «Акрису» все 9 билетов, купленные в Бангкок, были оплачены страховой.

 

Если мы говорим, что мы реализуем отдельные ТУ, мы должны предложить механизм защиты. Любой механизм, который мы предложим без защиты потребителя, никогда не пройдет.

Теперь про главные изменения, которые нас ждут. Во-первых, нам проталкивают типовой договор. По реализации турпродукта. Турпродукт определяют, в том числе, по другим составляющим. Например, был ли указан маршрут, была ли информация о программе пребывания, условиях путешествия. Это признаки турпродукта.

Далее пункт по поручению. Действительно, ст.9 говорит, что (работа турагента может осуществляться – STI) только по поручению, более того, на турагента возлагается обязанность прилагать доверенность.

Раньше мы говорили, почему небольшой оператор должен платить столько же денег, сколько и огромный московский, поэтому в законе появилась новелла. Они дают возможность небольшому туроператору работать, у которого объем до 40 млн, снижают фингарантию до 10 млн и плюс будут отчисления в персональный фонд. До достижения 7% от объема за 7 лет.

Если подытожить, то я поддерживаю (введение понятия – STI) туруслуга, но нужно предложить механизм защиты потребителя, когда он покупает только услугу, даже если он покупает гостиницу в Домодедово, он должен быть защищён с точки зрения законодателя.

Юрий Чуйков, «Гларус-турс», Новосибирск:

Я бы хотел изложить свою точку зрения. Я не вижу никаких проблем в законе. Закон написан достаточно хорошо, понятно, грамотно, с точки зрения законодателя. У них были чёткие установки. Закон появился в 1997 году, когда появилась массовая перевозка, появились чартеры и появились проблемы по защите туристов. И они начали его ваять. Поэтому закон в основном о выездном туризме и массовых чартерных перевозках. Понятно, что такое туроператорская деятельность и что такое турпродукт. Но самое главное, должны быть договоры с третьими лицами. С авиакомпаниями, отелями, поставщиками – это основа формирования турпродукта. Турпродукт – это товар, который должен продаваться где угодно и кому угодно, неограниченному кругу лиц. Поэтому должны быть поставщики, с которыми жёсткие договоры, должно быть продвижение, рекламная кампания данного продукта. Это обязательная функция. Иначе это уже не турпродукт.

В нашем случае я вижу проблему только в одном: каждый человек и каждый предприниматель в нашей среде всё это по-разному интерпретирует. На самом деле, в каждом слове этого закона заложено конкретное понятие. Если ты делаешь турпродукт, то будь любезен обеспечить это и это. Поэтому в законе я не вижу никаких проблем. У нас есть ГК и есть предприниматели, которые в принципе вправе оказывать любые услуги потребителям на основании ГК, Налогового кодекса, на основании закона о защите прав потребителей. Я могу продавать что угодно: недвижимость, колбасу, гостиницу, билеты. Я как предприниматель могу оказывать посреднические услуги. Если у меня нет договора о реализации турпродукта, но есть договор о реализации услуг. В данном случае, вся цепочка идёт с обратной стороны. Я не формирую туропродукт, я его не продвигаю, а формирует заказчик. Если пришел заказ, это не есть продукт, потому что его нельзя перепродать, выставить на полку.

Елена Лукьянова:
В суде, однозначно, приоритет отдаётся отраслевому законодательству. Поэтому, если мы хотим внести определение туруслуги, мы должны прописать механизм защиты.

Юрий Чуйков:
Механизм защиты потребителя оговорен в законе о защите прав потребителей.

Ольга Тимохина:
На самом деле, при нынешней системе никакой гарантии безопасности туристов нет. И пока страховые не хотят страховать отдельные услуги. Только речь идёт о том, что должно быть введено страхование этого вида деятельности. Если делать страхование деятельности по оказанию туруслуг, то должно быть введено понятие в закон.

Наталья Куцевол:
Туруслуга – это, например, продажа авиабилета, гостиницы. Так вот отдельная продажа гостиницы защищена законом гостиничного бизнеса. У авиакомпаний есть воздушный кодекс.

Елена Лукьянова:
Проблема в том, что турагент продает гостиницу и не оплачивает её, турист приезжает и остаётся на улице. Уголовное дело не покрывает финансовые потери. Вы допускаете банкротство туроператора, но не допускаете банкротство турагента.

Модератор:

Поскольку мы фактически перешли к обсуждению вопросов ответственности участников рынка, предлагаю перейти ко второму вопросу повестки круглого стола.

Елена Лукьянова:
Как это будет. Впервые за всю историю кроме нашего профильного закона вносятся изменения в административный кодекс, которые регламентируют нарушение законодательства РФ о туристской деятельности. Там несколько пунктов: осуществление туроператорской деятельности лицом, сведения о котором отсутствуют в ЕФРТ. И там такие штрафы, которые до этого в административном кодексе не применялись ни в одной отрасли. Наложение штрафов на должностное лицо от 50 до 100 тысяч рублей, дисквалификация от 6 месяцев до одного года, и на юрлиц – от 5 до 10 млн рублей. Нарушение туроператором установленного законодательством порядка – от 500 тыс до 1 млн рублей, осуществление деятельности туроператором, не являющимся членом объединения туроператоров влечёт – от 1 до 3 млн.

Самая главная новелла заключается в том, что (для чего эти договоры поручений и доверенности), туроператоры и турагенты несут предусмотренную законодательством РФ ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств в рамках закона о защите прав потребителей. Предполагается, что турагент реализует продукт только по договору о туристской деятельности, соответственно, по типовому договору. Полную ответственность по договору, заключенному турагентом, за любое неоказание слуг, несёт туроператор, не важно, поступили деньги или не поступили. Туроператор отвечает перед туристом или иным заказчиком за действие или бездействие третьих лиц, оказывающих туруслуги, входящие в турпродукт. Это самое главное изменение. Раньше суды иногда принимали позицию агента. Когда «С-Тур» разорился, большие деньги потерял «Пегас». Сейчас прописано в законе, что за всё несёт ответственность исключительно оператор. Поэтому есть договор о реализации, есть доверенность, есть поручение.

Законодатель говорит о том, что если турист выехал за территорию РФ, он должен быть защищён в случае каких-то непредвиденных обстоятельств. Для этого существует «Турпомощь». Её ограничили исключительно поддержкой тех туристов, которые уже выехали за границу. Самая главная новелла в том, что финансовая гарантия большая сейчас, но ответственность у туроператора сейчас страхуется только одна - в том случае, если это прекращение деятельности. То есть, законодателя больше всего волнует то, что закрывается колоссальное количество фирм не только туроператоров, но и турагентов тоже, поэтому он говорит, что нужно защитить потребителя. Если турагент разорился здесь и не заплатил деньги, а турист оказался там, он оказался на улице, у него может не быть денег. Если мы не предлагаем никакого механизма защиты, то он так на улице и будет сидеть. Тем не менее, он где-то купил тур, купил в турагентстве. Поэтому законодатели возлагают вывоз туристов, с которыми что-то произошло за территорией России (в связи с банкротством), на «Турпомощь». На территории России, чтобы продать отель в Домодедово, нужно всего лишь иметь фингарантию 500 тысяч, которая стоит 10-15 тысяч рублей в год. Но если при реализации турпродукта заключено два договора, отдельно на перевозку и отдельно на размещение, на одного и того же человека на одни и те же сроки, то данная реализация является турпродуктом. Это самая большая новелла.

Наталья Куцевол:
Всё, что сейчас происходит с законом, говорит о том, что у нас все туроператоры занимаются ритейлом, то есть перепродажей. Соответственно, должны быть очень жёсткие требования к крупному ритейлу. Поэтому к туроператорам ужесточаются требования. Соответственно, туроператоров должно быть немного и они должны выбирать турагентов, как дилерские центры. Они должны нести ответственность за тех, кто продаёт их продукт.

Ольга Тимохина:
Тогда туроператоры откроют свои франшизы, и мы вообще будем им не нужны. Чем мы будем заниматься?

Наталья Куцевол:
Мы будем заниматься заказами туристов.

Ольга Тимохина:
Вот это в законе и нужно разделить. Проблема возникнет тогда, когда турагент продал туристу билет на регулярный самолёт, а через неделю турист захотел купить гостиницу. По закону турагент не имеет право этого делать. А потом два договора у вас возьмет Роспотребнадзор, где нет слов туроператор и турагент, но он по-своему интерпретирует вашу деятельность как туроператорскую.

Модератор:
Давайте ещё раз сформулируем, что даёт внесение в закон определение «туруслуга»?

Ольга Тимохина:
Оно даёт возможность турагенту, пусть пока без защиты, заниматься агентской деятельностью, работать в туризме.

Юрий Чуйков:
В законе абсолютно всё хорошо написано. Туристская деятельность – это туроператорская, турагентсткая и иная деятельность по организации путешествий.

Елена Лукьянова:
Давайте рассмотрим такой пример. Пришли 10 человек в турагентство, заплатили деньги, но банк разорился. Туроператор по новому закону защищён, он достал или даже у него без спроса достали денежки из резервного фонда и выдали. А турагентство? Турист должен быть застрахован в любом случае.

Модератор:

Поскольку наш круглый стол близится к завершению, хочу предложить вернуться к понятийному аппарату. Любое понятие, вносимое в закон, должно иметь свою логику, поэтому предлагаю уточнить, что даёт принятие понятия «туристская услуга».

Ольга Тимохина:
Я исходила из того, что нужно конкретизировать, что такое иная деятельность. Это деятельность по оказанию туруслуг. Самого понятия «туруслуга» в законе нет. Это понятие нуждается в уточнении, какая услуга – прогарантированная (по которой возникает безусловное финансовое обязательство) или под запрос.

Вы выкупили блок мест в самолёте и места в отелях, вся эта программа на всё лето. Если вы их не продаёте, вы несете убытки. Это самые большие финансовые риски, почему и должны быть фингарантии, почему должна быть ответственность. Если же это «туруслуга по запросу», ваша задача вовремя всё оплатить, рисков нет. Получается, что на сегодняшний момент в законе это не прописано. Суды трактуют, что всё это туроператорская деятельность, хотя никакого риска во втором случае нет. И почему турагент не может этим заниматься? Ну да, нет профессионального страхования, ответственности. Но структуризация деятельности турагента должна быть. С другой стороны, работать, игнорируя закон о туризме, нельзя. Я сторонница того, что лучше в закон внести конкретику.

Елена Лукьянова:
Любой турист, у которого будет договор на перевозку и размещение, может «наказать» турагента на 5-10 млн. А это сразу означает закрытие предприятия. Поэтому, я поддерживаю предложение, что «туруслугу» надо прописать. Но давайте посчитаем, какую сумму посильно за эту услугу платить в резервный фонд для помощи туристам, которые купили отдельные услуги. Ведь можно не исполнить обязательства не потому, что ты такой плохой. Ты – ответственный, но банк разорился. И закон говорит, что только в одном случае турист защищён, это прекращение деятельности.

Модератор:
Предлагаю экспертам и участникам круглого стола ответить на вопрос, нужен ли агентский реестр? Какого уровня он должен быть - федеральный или региональный? И какими должны быть условия вхождения в него?

Елена Лукьянова:
Закон уже ответил на этот вопрос. Ст.17.1 говорит о том, что туроператор должен войти в объединение. И в это объединение он должен предоставить список своих агентов. На этом и будет сформирован реестр. Его подадут в «Турпомощь», «Турпомощь» подаст в Ростуризм, тех, кого они подтвердили.

Ольга Тимохина:
А если меня никто не возьмет, я не смогу туризмом заниматься?

Модератор:
В законе очень четко прописан только один реестр. Это ст. 11, реестр туроператоров, более того, задачи этого реестра связаны исключительно с туроператорской деятельностью.

Наталья Куцевол:
Турреестр не нужен, нужна сертификация турагентской деятельности.

Елена Лукьянова:
Что значит - не нужен? Есть ст. 17.7, она говорит о том, что туроператор обязан подать список, и на его основании будет сформирован реестр турагентов. Это уже есть в законе. И объединение туроператоров у нас одно, этот статус получила только «Турпомощь». Есть постановление правительства и распоряжение Медведева. Поэтому только при «Турпомощи» и будет (формироваться – STI) этот реестр. Реализация закона начнётся, когда будут написаны подзаконные акты. Когда появятся правила реализации туруслуг или турпродукта. Сейчас идет работа над подзаконными актами.

Модератор:
Благодарю участников круглого стола за активную работу и приглашаю продолжить обсуждение на «Сибирском Туристическом Портале»

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Законодательство»

Декабрь 11, 2023 - 14:44

Плеваться - нехорошо. За плевок на улице в части стран мира штрафуют. Хрестоматийный пример со штрафаии за плевки и жевачку - Сингапур.

 

Декабрь 8, 2023 - 21:26

Работодателей обязали оплачивать работникам при увольнении неиспользованные отгулы за работу в выходные -

 

Декабрь 7, 2023 - 17:34

Минэкономразвития предлагает учредить почетное звание "Заслуженный работник туризма Российской Федерации". Его включат в государственную наградную систему.

 

Декабрь 7, 2023 - 17:25

Минэкономразвития России объявило конкурсный отбор на предоставление регионам единой субсидии на туризм на 2024 год в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».