Туристический поезд, курсирующий по Кругобайкальской железной дороге, возобновит работу 2 мая. В новом сезоне стоимость проезда по одному из живописнейших мест на побережье Байкала вырастет. При этом иностранные туристы и россияне будут путешествовать по различным ценам.
Напомним, «Кругобайкальский экспресс» прекратил движение осенью 2014 года. На тот момент расценки составляли 2700 рублей за билет первого класса и 2300 рублей – второго класса и дифференциации тарифов для российских и иностранных граждан не предусматривали. В настоящее время эти категории потребителей разделены, и для них установлены различные цены. Теперь для россиян поездка на «Кругобайкальском экспрессе» обойдётся в 3,5 тысячи рублей за место в первом классе и 3 тысячи рублей – во втором, для иностранцев – 4,5 и 4 тысячи рублей соответственно. Как пояснила STI Анастасия Шагойко, генеральный директор туроператорской компании «Глобас-Тур», дифференциация тарифов связана с необходимостью поддержки внутреннего туризма.
В мае, июне и июле поезд будет курсировать четыре раза в неделю – по средам, четвергам, субботам и воскресеньям. При этом обязательные рейсы в мае будут выполняться только в выходные дни, движение поезда в среду и четверг зависит от уровня продаж. С июня эти рейсы также получат статус обязательных. В августе движение «Кругобайкальского экспресса» планируется осуществлять пять дней в неделю – к установленному графику присоединится пятничный рейс.
Региональные туроператоры по-разному оценивают изменения в тарифной политике, произведённые «Глобас-Туром». По мнению генерального директора турфирмы «Байкал-Сити» Марины Григорьевой, рост цен не приведёт к снижению спроса на услуги «Кругобайкальского экспресса». «Туристический поток на Байкал увеличивается во всех направлениях, поскольку наблюдается рост и по внутреннему, и по въездному туризму. Стоимость билета первого класса 3500 рублей для наших граждан не является чрезмерно высокой, - полагает собеседница STI. - Поездка по Кругобайкальской железной дороге – это экскурсия на целый день, поезд останавливается в самых живописных местах, с туристами работают опытные гиды, так что цена вполне оправданная».
Для иностранных туристов новая цена также не является чрезвычайно высокой, считает Игорь Коваленко, генеральный директор «ИБММТ Спутник». «Если перевести нынешние расценки на курс доллара или евро, то получается не выше, чем год назад. То есть иностранные туристы не почувствуют повышения цен, и спрос с их стороны будет не ниже, чем в 2014 году. Да, для российских граждан расценки повысились, но они, все же, существенно ниже, чем для иностранцев», - отметил Игорь Коваленко. По его прогнозам, объёмы турпотока по КБЖД сохранятся на уровне 2014 года.
Впрочем, часть экспертов называют расценки 2015 года на туристический поезд по КБЖД не привлекательными для клиентов. «Туристы из Китая, составляющие теперь значительную часть туристического потока, говорят о том, что им дороговато. Понятно, клиенты будут, но пока не очевидно, сколько, - отмечает Вадим Копылов, генеральный директор турфирмы «Гринэкспресс». - Во многом это зависит от самих иркутских туроператоров: если они оставят КБЖД в своих турпрограммах, то будет формироваться турпоток, поскольку в рамках единого тура клиенты не вычленяют, что и сколько стоит, на чём можно сэкономить. Но в плане индивидуального туризма может произойти снижение объёмов».
Новые тарифы не стимулируют развитие внутреннего туризма, уверен Юрий Немировский, генеральный директор операторской компании «Байкал-Комплекс». «Если рассматривать маршрут по КБЖД как тур выходного дня для семей с детьми, то для наших граждан получается дороговато, - считает эксперт. - Да и для иностранцев плата в 60-70 евро не является низкой». Но такие условия «Глобас-Туру», отмечают собеседники STI, диктует железная дорога. Кроме того, в стоимость входит переправа из порта Байкал в Листвянку на теплоходе «Бабушкин», там ещё в прошлом году за каждого пассажира брали 350 рублей, и надо полагать, предстоящим летом расценки также увеличатся.
Теоретически туристический экспресс для россиян можно было бы заменить регулярным пассажирским поездом «Мотаня», курсирующим по КБЖД, полагает Юрий Немировский, но данный вариант имеет ряд недостатков. Во-первых, в составе поезда всего один пассажирский вагон. Во-вторых, билеты на «Мотаню» продаются без закрепленных мест, в результате чего туристы могут оказаться вынужденными ехать стоя. В-третьих, этот поезд не останавливается в экскурсионных местах, он следует от станции до станции. «Я думаю, произойдёт падение спроса на поездки по КБЖД, впрочем, это будет соответствовать общей тенденции снижения турпотока. Полагаю, в ближайшие год-два спад составит по въездному направлению до 30%», - прогнозирует собеседник STI. Кроме того, Юрий Немировский не видит причин, по которым турбизнес принял бы решение перекроить свои программы, включив в них туры по Кругобайкальской железной дороге: «Комиссионное вознаграждение, предлагаемое компанией туроператором, слишком маленькое, чтобы стимулировать увеличение турпотока».
Эксперты, ссылаясь на коммерческую тайну, отказываются сообщать размер агентского вознаграждения по предложенному продукту, но в один голос утверждают – оно намного меньше, чем стандартные для отрасли проценты. Кроме того, утверждают собеседники STI, в новом договоре «Глобас-Тур» снимает с себя ответственность по вопросам сохранности багажа, соблюдения экскурсантами норм безопасности проезда на поезде, перекладывая её на партнёров.