В начале лета туроператорская компания «Ника» из Санкт-Петербурга объявила о планах по организации речных круизов по рекам восточной России: Оби, Иртышу, Енисею и Амуру. Реализовать заявленное в полной мере не удалось: по сибирским рекам круизные программы были частично сокращены, а по Амуру не состоялись вовсе. Продажи нового продукта не оправдали ожидания организаторов, и в разгар сезона оператору пришлось продавать туры со значительным дисконтом, временами превышавшим 50%. Одной из основных причин низкого спроса эксперты STI называют высокую стоимость туров. Однако в «Нике» далеки от уныния и уже продают рейсы на лето-2017 на те же реки и по прежним ценам: туроператор не считает их завышенными.
По рекам восточной России туристов прошедшим летом должны были возить три теплохода: «Ремикс» на Оби и Иртыше, «Куприян» на Енисее и «Таёжный» на Амуре. По мнению менеджера по круизному направлению компании «Ника» Юлии Колыхан, наиболее удовлетворительной загрузка была на «Ремиксе». Напомним, что рассчитанное на 60 гостей судно в свой первый рейс по Оби в Барнаул ушло заполненным наполовину. Тем не менее, этот теплоход выполнил за сезон семь рейсов, частично сокращён был лишь последний – убрали отрезок по Иртышу. Об этом на условиях анонимности рассказал источник STI, знакомый с ситуацией. «Навигацию по Оби сократили, вместо 16 сентября она завершилась 24 августа, - рассказал он. - Убрали часть по реке Иртыш. Столкнулись с тем, что там не очень хорошая инфраструктура, плюс местное судоходство относится к обскому как к конкуренту. Так что этот корабль не очень были рады видеть». Впрочем, другие эксперты причину отмены иртышской части круизной программы связывают с провалом первого рейса. 8 июля на борту шестидесятиместного судна в Омск прибыли 9 туристов, обратно в Салехард отправились 19.
На Енисее провели один круговой рейс вместо нескольких запланированных (Красноярск-Дудинка, Дудинка-Красноярск). Загрузка теплохода «Куприян» едва превысила 70%, и от реализации остальных программ «Ника» отказалась. По словам Дмитрия Линёва, заместителя генерального директора компании «Дом Куприяна», сдававшей судно во фрахт туроператору, состоявшийся рейс прошёл удачно с точки зрения качества услуг и организации. Но специфика круизов такова, что без 100% загрузки продолжать программу было не рентабельно. Что касается «Таёжного», то он так и не вышел на рейсы по Амуру. По словам Юлии Колыхан, владелец судна не смог соблюсти условия договора по его реконструкции.
Причины невысокой загрузки эксперты объясняют по-разному. Представители «Ники» считают, что развитию направления мешает плачевное состояние речной инфраструктуры России. Также круизы, по мнению туроператора, получили недостаточно поддержки от власти на местах швартовки теплоходов. Об этом в начале сезона STI говорила Анна Поваляева, директор новосибирского офиса «Ники», закрытого оператором по окончании навигации. «Нас активно поддерживает только администрация Томска, – сообщала эксперт. – Например, когда мы останавливаемся в селе в Томской области, нас встречают представители местной администрации, выделяют нам автобусы, ставят для нашего теплохода столбы для швартовки. Ни про барнаульскую, ни про новосибирскую администрацию я такого сказать не могу».
Представители турбизнеса отмечают, что для высокого спроса было недостаточно рекламы нового для рынка круизного турпродукта. Впрочем, по словам директора турфирмы «Африка» Натальи Куцевол, для турагентов в Новосибирске устраивали семинар по продаже речных круизов, и попытки продаж были. Рекламный тур тоже должен был состояться по цене 10 тысяч рублей, но агенты не проявили к нему интереса. Впрочем, и сам оператор акцент на реализации туров в регионе не делал.
Главным сдерживающим фактором для более массового спроса на круизы, по мнению экспертов, остаётся цена, сопоставимая с расценками на европейские круизы (при том, что на европейских реках работают суда гораздо более высокого класса). Хотя рейсы выполнялись на реках Сибирского федерального округа, сами сибиряки не интересовались ими как раз из-за дороговизны. Брать полноценные туры не спешили: туроператор чаще получал запросы на рейсы по реке на две ночи, на выходные. «Ника» предоставляла возможность купить и короткие поездки, но без особого энтузиазма и в качестве пробы пера. В основном туроператор рассчитывал всё же на продажи длительных круизов.
Не спас ситуацию и серьёзный дисконт (30 тыс. рублей вместо 71,2 тыс. за поездку «Жемчужины Иртыша» из Тюмени в Омск; 39,9 тыс. рублей вместо 84,6 тыс. за тур «Северные краски» из Салехарда в Тюмень). «Те, кто покупает эти круизы – особая категория туристов, уже привыкшая к такому продукту. Это жители западной части страны, - считает Наталья Куцевол. - Однако в Сибири к круизам в целом настороженное отношение, туристам было сложно променять на них заграницу. Поэтому жители Новосибирска или Томска, насколько я знаю, в этих программах не участвовали. Для них речные круизы пока не очень понятная штука. Мы как турфирма ни одной такой путёвки не продали, хотя и рекламировали».
Однако в «Нике» менять ценовую политику в следующем навигационном сезоне не планируют. Круиз «Покорение Сибири» из Красноярска в Дудинку на лето-2017 сегодня предлагают за 170,5 тыс. рублей, поездку «Невероятная Сибирь» из Новосибирска в Салехард – за 62,1 тыс. Снова заявлены рейсы на Оби-Иртыше, Енисее и Амуре, по последнему намерены делать ставку на иностранных туристов. Юлия Колыхан говорит, что ажиотажа пока нет, но на него рассчитывают ближе к началу сезона. Собеседница STI называет действующие цены на круизы оправданными. «Мы рассчитываем, что люди забудут про цены, которые были актуальны для круизов на Волге, Каме или Ладожском озере. Мы говорим о теплоходе уровня «люкс», - настаивает представитель «Ники». - В связи с этим наша ценовая политика такая, какая есть. Не нужно забывать и про такой фактор, как питание. На наших круизах подают по восемь сортов рыбы, четыре вида тортов – так что вполне понятно, за что люди платят такие деньги».