После состоявшегося 2 июля в Завидово форума «Реки России», круизные туроператоры и другие эксперты рынка уверены, что индустрию речного туризма в ближайшее время ждут основательные изменения. Но какие именно?
Напомним, что форум с 2016 года получил статус национального и является одной из главных площадок для выработки предложений по развитию круизного и водного туризма в Российской Федерации.
В этом году Национальный туристский форум «Реки России», который проводится с 2013 года, состоялся в Завидово. Мероприятие вышло на новый уровень: в его работе непосредственное участие приняли представители регуляторов отрасли – вице-премьер Ольга Голодец и глава Ростуризма Зарина Догузова. Участвовали в работе форума представители руководства регионов России, крупных туроператоров – членов АТОР.
Пожалуй, наиболее важное, что вынесли из участия в форуме лидеры круизной отрасли – то, что к их проблемам впервые обратились на самом высоком уровне. По общему мнению, есть надежда на то, что именно серьезные инвестиции в круизную отрасль и инфраструктуру речного туризма в России, о которых говорилось в Завидово, станут поворотной точкой для восстановления и роста внутреннего круизного туризма.
Хочу отметить, что между властью и бизнесом идет активный и предметный диалог вплоть до обсуждения стратегий и финансово-экономических моделей развития компаний речного туризма», – отмечает Ришат Багаутдинов, генеральный директор круизного туроператора «ВодоходЪ».
«Радует, что круизный туризм стал рассматриваться как важный сегмент экономики. Хочу отметить, что между властью и бизнесом идет активный и предметный диалог вплоть до обсуждения стратегий и финансово-экономических моделей развития компаний речного туризма», – отмечает Ришат Багаутдинов, генеральный директор круизного туроператора «ВодоходЪ».
На форуме участники круизной индустрии смогли напрямую поговорить с представителями регулятора, рассказать о самых важных «болевых точках» отрасли, познакомиться и оценить положительные примеры того, как регионы привлекают речных туристов к себе.
Главное, чего сегодня ждут представители круизной отрасли от властей – это дальнейшего развития уже существующих инструментов стимулирования строительства нового флота (включая лизинг), а также устранения инфраструктурных ограничений на внутренних водных путях.
«Для нас главный результат – это «железо». Когда будут массово строиться новые теплоходы, тогда можно будет сказать, что отрасль развивается», – уверен г-н Багаутдинов из «Водохода».
Эксперты круизных компаний настаивают, что для обновления флота необходимо активизировать меры господдержки уже сейчас – в первую очередь, субсидирование процентных ставок по кредитам для компаний, строящих новые круизные теплоходы.
«Россия – единственная страна Европы, чей речной флот сократился за последние 10 лет. По данным Российской палаты судоходства, в нашей стране зарегистрировано более 120 круизных теплоходов, из них эксплуатируется около 100 судов. Средний возраст флота – 40 лет, 50 теплоходов имеют возраст старше 60 лет, остальные – от 30 до 45 лет. В Европе речной круизный флот насчитывает 346 судов и является самым большим в мире, в 2019 году запланировано строительство 19 судов», – рассказывает Сергей Корнеев, заместитель руководителя Ростуризма.
Круизной отрасли сейчас нужно финансирование в объеме 10-15 млрд рублей для постройки на российских судостроительных заводах целой серии круизных судов для российских лизинговых компаний (Машпромлизинг и ГТЛК) с последующей передачей в операционный лизинг круизным судоходным компаниям по ставке не более 2,5% годовых.
По его мнению, наиболее правильным в сложившейся ситуации представляется решение увеличить объем финансирования программы льготного лизинга пассажирских судов Минпромторга до 10 млрд рублей ежегодно с продлением срока до 25 лет, повысить с 15% до 30% от стоимости судна сумму утилизационного гранта, увеличить объем финансирования данной бюджетной строки. В итоге, отрасли сейчас нужно финансирование в объеме 10-15 млрд рублей для постройки на российских судостроительных заводах целой серии круизных судов для российских лизинговых компаний (Машпромлизинг и ГТЛК) с последующей передачей в операционный лизинг круизным судоходным компаниям по ставке не более 2,5% годовых.
«По факту, старт, внушающий надежды, уже есть: в стране запущен процесс строительства нового речного круизного флота», – подчеркивает г-н Корнеев, отмечая, что это настоящий прорыв, ведь подобное происходит впервые в новейшей истории России. По его словам, создание новых теплоходов стало возможным благодаря тесному сотрудничеству государства и судоходных компаний.
Напомним, что сейчас завершается строительство теплоходов проекта PV300 «Петр Великий» для туроператора «Мостурфлот» и «Мустай Карим» для «Водохода», которые станут первыми российскими круизными судами, построенными с нуля. Также заложены два современных колесных дизель-электрохода проекта «Золотое кольцо» для нижегородского круизного оператора «Гамма». Суда смогут работать на предельном мелководье до 1,2 м и предназначаются для круизов не только в европейской части страны, но также в Сибири и на Дальнем Востоке.
«Форум показал интерес регионов к речному туризму», – отметил Сергей Корнеев из Ростуризма, подчеркнув, что среди участников были представители практически всех уголков России, и все они говорили об изменении инфраструктуры и привлечении речных туристов.
По его мнению, на данный момент круизные однодневные туристы могут стать лучшим решением для развития тех городов России, в которых пока еще не создана своя хорошая гостиничная база. Уже сейчас речные туристы составляют значительную долю турпотока в малых исторических городах России, а их траты во время стоянок там, по словам Сергея Корнеева, могут доходить до 7 тыс. рублей в день.
Здесь, говорит г-н Корнеев, важен комплексный подход. Ярким примером эффективного комплексного развития территории в сфере круизного туризма, по его словам, может служить глобальный проект «Волжское море». Это кластер круизного туризма и отдыха, включающий шесть подпроектов: «Завидово Парк», «Кимры», «Калязин», «Весьегонск», «Конаково» и «Волжские прогулки».
«На этом месте появится абсолютно новая точка туристического интереса – на самом популярной речной круизной линии: Москва – Золотое Кольцо – Санкт-Петербург». Проект – пример комплексного развития территории от чистого поля до многофункционального туристского кластер: курорт, марина для яхт, пляжи, новые экскурсионные маршруты, спорт и т.д. и т.п. И все это – и для россиян, и для иностранцев», – говорит г-н Корнеев.
Как отметила Светлана Гончарова из круизной компании «Мостурфлот», стоянка в Завидово будет интересна не только для круизных туристов, но и для корпоративных клиентов из Москвы, потому что Завидово находится недалеко от столицы и имеет очень хорошую площадку и инфраструктуру для проведения корпоративных мероприятий.
Сейчас уже реализован проект «Завидово Парк», а в ближайшее время в рамках этого проекта будут проведены работы по обустройству близлежащих территорий Тверской области. Так, в Кимрах ожидается реконструкция причала, в Калязине – строительство дорог к основным туристическим локациям, в Весьегонске обновится туристическая инфраструктура, а в Твери возведут пешеходный мост через реку Тьмаку.
Комплекс в Завидово, который рассматривается как курорт и часть круизного транспортно-пересадочного узла, по планам должен стать полноценной стоянкой для круизных теплоходов, где можно будет принимать более 5 тыс. человек одновременно.
Как отметила Светлана Гончарова, заместитель генерального директора по туризму круизной компании «Мостурфлот», эта стоянка будет интересна не только для круизных туристов, но и для корпоративных клиентов из Москвы, потому что Завидово находится недалеко от столицы и имеет очень хорошую площадку и инфраструктуру для проведения корпоративных мероприятий.
«Завидово как пилотный проект должен стать примером для всех остальных регионов, которые планируют развивать у себя водный туризм», – уверен замглавы Ростуризма гн Корнеев. Он подчеркивает, что уже сейчас многие из регионов готовы представить в ведомство подобные интересные предложения.
Важной проблемой для отрасли речных круизов в России в течение уже 50 лет является разделение реки Волги на 2 части выше по течению Нижнего Новгорода в связи с ненаполнением Чебоксарского водохранилища на запланированную при проектировании отметку. В годы, когда воды мало, большинство круизных теплоходов имеют ограничения по прохождению Городецкого гидроузла, а в 2014 и 2015 годах вообще не могли пройти этот участок, и рейсы пришлось отменять и пересаживать туристов на другие теплоходы, перевозя 50 км на автобусах. Такая же ситуация складывается и в 2019 году.
Для решения проблемы, по мнению всех участников отрасли, необходимо просто выполнить поручение президента по итогам Президиума Госсовета от 15.08.2016 о проектировании и строительстве Нижегородского низконапорного гидроузла.
На форуме неоднократно говорилось о падении рентабельности круизного бизнеса. «Это очень серьезная проблема, связанная во многом и с резкой сезонностью. Весь сезон навигации – 5 месяцев в году, при этом два из них (май и сентябрь) все компании вынуждены продавать путевки с большими скидками, причем как на внутреннем, так и на въездном рынке», – отмечает Сергей Корнеев из Ростуризма.
«Низкая рентабельность – очень серьезная проблема, связанная во многом и с резкой сезонностью. Весь сезон навигации – 5 месяцев в году, при этом два из них (май и сентябрь) все компании вынуждены продавать путевки с большими скидками, причем как на внутреннем, так и на въездном рынке», – отмечает Сергей Корнеев из Ростуризма.
В падении рентабельности играет большую роль и неуклонный рост стоимости дизельного топлива и судового маловязкого (СМТ), на котором в основном работают теплоходы. По данным экспертов, за 10 лет стоимость топлива для теплоходов повысилась в три раза: с 15 тысяч рублей за тонну до 45-50 тысяч в этом году. Только за прошлый год рост составил на оптовом рынке 35%. При этом рост идет во многом за счет увеличения акцизов, идущих на строительство автодорог, а система водных путей недофинансируется.
Эксперты отмечают, что во многих странах Европы и Азии судоходным компаниям, работающим на внутренних водных путях, часть стоимости дизельного топлива субсидируется, причем в значительных размерах до 50% цены. Решением здесь могли бы стать правительственные меры по возврату акциза с дизельного топлива судоходным компаниям, эксплуатирующим теплоходы на реках России.
Еще один вопрос, решения которого ждет круизный бизнес – визовый. «Конечно, было бы очень хорошо отменить визы для туристов, прибывающих для путешествий в речном круизе на срок до 15 дней. Это сразу же дало бы приток туристов из стран Европы и США – основной рынок для этого сегмента туризма», – замечает Сергей Корнеев из Ростуризма. В этом с ним согласны и другие представители отрасли.
После прошедшего форума в Завидово представители круизного рынка России рассчитывают, что круизам, как инструменту продвижения России на внутреннем и внешнем рынке, будет уделено больше внимания именно в плане маркетинга и информационной поддержки. Эксперты связывают это с инициативами по перезапуску продвижения российских турпродуктов, о необходимости которого говорила на форуме глава Ростуризма Зарина Догузова.
В данный момент круизную отрасль беспокоит недостаток информационной поддержки: по мнению туроператоров, СМИ почти не рассказывают об отрасли в положительном ключе, концентрируясь в основном на вырванных из общего контекста «горячих» негативных моментах. В то же время, по словам экспертов рынка, очень многие потенциальные туристы в России по-прежнему не знают о том, как сильно изменился круизный бизнес за последние годы, какое количество и какие речные маршруты сейчас предлагаются туристам.
«На форуме было заявлено, что точкой входа в процесс выстраивания всех взаимоотношений с регионами будет Ростуризм», – говорит Светлана Гончарова. «Тогда он должен быть и точкой выхода из сложившихся проблем», – уверена она.
Поднимался на форуме и вопрос об отсутствии единой площадки для продвижения регионов с качественным информационным контентом.
Как рассказала «Вестнику АТОР» г-жа Гончарова из «Мостурфлота», сегодня туроператоры вынуждены не просто на свои деньги продвигать регионы, но и самостоятельно решать вопросы с поиском контента. Этот процесс всегда затягивается, а круизный сезон ждать не может. Туроператоры надеются, что системная работа Ростуризма по маркетингу и продвижению городов и регионов России, в том числе с помощью единой информационной площадки, изменит ситуацию.
«На форуме было заявлено, что точкой входа в процесс выстраивания всех взаимоотношений с регионами будет Ростуризм», – говорит Светлана Гончарова. «Тогда он должен быть и точкой выхода из сложившихся проблем», – уверена она.
Со своей стороны круизные специалисты также готовы участвовать в разработке соответствующих программ, направленных на повышение узнаваемости городов и поселений, запуска специализированных круизов, привлечении прессы и т.д.
По мнению Сергея Корнеева из Ростуризма, после «завидовского» форума стали очевидны задачи, которые актуальны для развития темы.
«Всем вместе – Ростуризму, бизнесу, регионам – необходимо разработать комплекс мер по продвижению межрегиональных водных речных туристских маршрутов России, и на на международном рынке и среди российских туристов», – говорит г-н Корнеев.
Также, по мнению замглавы Ростуризма, регионам, входящим в круизные маршруты, совместно с Ростуризмом и представителями туристского бизнеса надо продолжить разработку новых туристских программ и формирование новых объектов туристического интереса – чтобы сформировать растущий устойчивый спрос и возвратность круизных туристов в эти регионы.
Сейчас в России в среднем за навигацию в речных круизах участвует от 350 до 400 тыс. туристов (из них около 75 тысяч – иностранные граждане) на более, чем 50 маршрутах продолжительностью от 3 до 20 дней. Этого мало.
Сейчас в России в среднем за навигацию в речных круизах участвует от 350 до 400 тыс. туристов (из них около 75 тысяч – иностранные граждане) на более, чем 50 маршрутах продолжительностью от 3 до 20 дней. Этого мало.
«При существующем и постоянно растущем спросе на речные круизы в Европе, Россия может и обязана конкурировать с европейскими направлениями: спрос существенно превышает предложение. При этом круизная индустрия является мощным драйвером развития прибрежных портовых городов и благосостояния населения в регионах. По экспертным оценкам, потенциал круизного туризма по рекам, озерам и водохранилищам России составляет порядка 1 млн человек за навигацию и его надо реализовать» – заключает Сергей Корнеев.
Фото: Вестник АТОР