Трагедия с теплоходом «Булгария», произошедшая прошлым летом, не могла не отразиться на общей репутации речного внутреннего туризма. По данным игроков рынка, текущие продажи на круизы летней навигации 2012 года упали на 10-15% по сравнению с 2011 годом. И все же большинство опрошенных туроператоров перспективы предстоящего сезона оценивают вполне позитивно. Основной приметой сезона-2012 можно было бы назвать отсутствие глубины продаж. Генеральный директор поволжской компании «Самарские путешествия» Дмитрий Воропаев так охарактеризовал нынешние условия реализации круизного продукта: «когда корабль уже в порту». То есть туристы покупают тур буквально за несколько дней до старта круиза. Это отмечают и региональные, и столичные операторы.
Генеральный директор компании «Инфофлот» Александр Сахаров рассказал, что ранние продажи стартовали хорошо, однако основной спрос в этом году переместился с февраля-марта на конец апреля. «Сейчас мы нагоняем этот разрыв. В мае загрузка судов, ушедших по маршрутам, составила 90-95%», – отметил г-н Сахаров.
Заместитель генерального директора компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова также сообщила, что с начала навигации все теплоходы ушли полностью загруженными. Однако она уточнила, что длительные круизы раскупаются лучше коротких. Такие продажи делаются, главным образом, благодаря постоянным клиентам. Меняющиеся запросы потребителей заставляют туроператоров продумывать новые маршруты. «Например, хорошо сработали наши новые предложения – оригинальное путешествие из Москвы в Санкт-Петербург с заходом не только на традиционные Кижи и Валаам, но и в шхеры Сортавалы. Есть спрос и на круизы по Поволжью», – подчеркнула г-жа Гончарова.
В компании «Водоход», по словам директора по внутреннему туризму Андрея Смолина, заполняемость майских рейсов оказалась ниже среднестатистической. Особенно это было заметно в Москве. В регионах ситуация более обнадеживающая, уже есть проданные туры на июль-август.
По мнению Дмитрия Воропаева, негативное влияние на спрос оказывает не только память о «Булгарии», но и бесконечные проверки судов разными контролирующими органами. При этом собеседники RATA-news затруднились оценить, все ли игроки остались на рынке и все ли корабли вышли на маршруты, поскольку навигация только началась и ревизия речного флота еще продолжается.
«Клиент однозначно стал более разборчивым и подозрительным», – считает Александр Сахаров. Теперь, по его словам, турист обращается к проверенным компаниям, посмотрев предварительно отзывы, требует показать все разрешительные документы, а также смотрит на состояние теплохода.
Светлане Гончаровой ближе позиция, что спрос постепенно смещается в сторону более комфортабельных четырехпалубных кораблей: «Основной аргумент при выборе круиза – качество транспортного средства. А теперь тем более наибольший процент продаж приходится на модернизированные теплоходы».
Стоит отметить, что прошлогоднее кораблекрушение на Волге сказалось и на выборе круизов по России иностранцами. По словам Андрея Смолина, число зарубежных покупателей круизов сократилось примерно на 15%. Однако, как считает эксперт, на негативный уровень информационного шума вокруг «Булгарии» наложилась и общая нестабильная ситуация в Европе, связанная с греческими долгами.