Не успела кошка Василиса толком потеряться, как сразу нашлась. Скульптуру, на прошлой неделе исчезнувшую с карниза дома на Малой Садовой, вернул таинственный «руфер Павел». Бронзовая фигурка не пострадала, но когда она вернется на место, и вернется ли вообще - неясно.
Василиса исчезла с фасада дома №3/54 по Малой Садовой улице 24 сентября, в день инаугурации губернатора Петербурга Георгия Полтавченко. По чьему «приглашению» она «ушла гулять», пока неизвестно. Первым бить в набат стал историк Сергей Лебедев. Именно он был председателем жюри, которое в 2001 году выбрало имена для Василисы и ее «соседа» - кота Елисея.
В районной администрации к пропаже отнеслись с прохладцей - бронзовая кошка на их балансе не числится. Но зато на ее защиту встал известный борец за благоустройство Красимир Врански. Он напомнил, что бронзовые животные созданы не только ради увеселения туристов, но и в напоминание о самых страшных днях в истории города.
«Василису и Елисея установили в память о завезенных в годы войны из Ярославля котах и кошках, которые помогали блокадному Ленинграду бороться с крысами. В город тогда привезли четыре вагона дымчатых кошек. Ленинградцы прозвали их «мяукающей дивизией», - напомнил Врански. В связи с этим градозащитник начал на базе соцсети «ВКонтакте» собирать подписи под петицией о возвращении статуи на место.
Подписаться успели всего 100 человек - блудная кошка вернулась. В воскресенье, 28 сентября Сергею Лебедеву позвонил некий «руфер Павел» и сообщил, что скульптура находится у него. Как именно это получилось, историку и самому не до конца понятно. «Молодой человек позвонил мне ночью и сказал, что нашел ее спрятанной в одном из дворов Центрального района. В то же время он туманно намекнул, что кошку успели свозить в Москву», - сказал Лебедев. По просьбе историка Павел передал скульптуру проректору СПбГУ Сергею Богданову. Тот хорошо знаком с автором Василисы, скульптором-анималистом Владимиром Петровичевым. Именно Богданов был одним из инициаторов размещения нескольких скульптур Петровичева во дворе филологического факультета.
Сергей Богданов подтвердил «БалтИнфо», что кошку Василису действительно принесли ему. «Никаких повреждений на скульптуре нет. Для объекта, который долгое время находился на открытом воздухе, она в хорошем состоянии. Ее мне передал около 14.30 молодой человек, который представился Павлом. Раньше я его никогда не видел», - сообщил проректор.
То, что кошка нашлась, вовсе не гарантирует, что она вернется на место. «Господин Лебедев может обращаться со своей кошкой в КГИОП. Именно это ведомство согласовывает возведение малых скульптур и, например, памятных досок. В свое время объект был установлен самовольно и на балансе района не числится. Раньше Лебедев уверял, что мы почему-то должны этих кошек мыть. Району и так хватает объектов, за которыми нужно ухаживать. Вот, в Перекупном переулке открыли мемориальную доску Марку Шагалу. Так инициатор, Фонд Лихачева, взял труд и дальше ухаживать за этой доской», - заявили в районной администрации. Тем не менее, в Центральном районе подали запрос в городской мониторинговый центр. Там просмотрят записи с камер видеонаблюдения, что поможет установить, кто же украл кошку.
Напомним, 25 января 2000-го года, в Татьянин день, был открыт памятник петербургскому коту Елисею. На противоположном доме 3 по Малой Садовой улице 1 апреля того же года была установлена кошка Василиса. Их автор Владимир Петровичев также известен памятником Зайчику у Петропавловской крепости, кошке Тишине Матроскиной у музея-«ставки» художников-митьков на улице Марата, дом №36, скульптурами Бегемота и Улитки во дворе филологического и восточного факультетов Санкт-Петербургского университета.
С Елисеем и Василисой за все 14 лет их нахождения на Садовой постоянно что-то случалось. В 2004 году ребенок зацепился за конструкцию, на которой расположен Елисей и обрушил ее. Уже через 20 дней скульптуру вернули на место. В следующий раз Елисей пропал в декабре 2008-го, обнаружился в соседнем ресторане и в следующем году был возвращен обратно. Немало хлопот доставляет и появившаяся традиция забрасывать на «постамент» Елисея мелочь - монетки постоянно отбивают краску на стене, поэтому у скульптуры, как правило, довольно обшарпанный вид.
Вообще небольшие памятники, установленные часто без всяких согласований, это серьезная проблема центральной части города. Особенно много таких скульптур в районе Большой Московской улицы, хотя обнаружить их можно почти повсюду в центре. К этому разряду «спонтанных скульптур» можно отнести стеклянный мост «Фонтан любви», «Саженцы бамбука» - железные прутья, воткнутые в землю, «Памятник Слепому», на пересечении ул.Правды и Социалистической, три крылатых скульптуры, символизирующих покаяние за разрушенные большевиками церкви, памятник собаке Гаврюше, Шахматный дворик, стеклянную призму, символизирующую прогресс и мозаику «Дворник» на улице Рубинштейна.
Часто приходится слышать, что подобные мелкие скульптурки и арт-объекты загрязняют улицы и выглядят нелепо. С этим отчасти можно согласиться, тем более что почти все подобные скульптуры часто страдают от рук вандалов. Далеко не всегда соответствуя нормам хорошего вкуса, в искалеченном виде они и вовсе уродуют город. С другой стороны, они могут служить украшением скучных слепых стен и дворов-колодцев. К тому же вокруг таких объектов постоянно вьются дети.