Кто платит за Алму?

28 сентября на ТурДоме состоялся онлайн-эфир на тему транспортного скандала в Болгарии Напомним, национальная авиакомпания европейской страны Bulgaria Air доставила в Бургас и Варну сотни российских туристов, а потом отказалась везти их обратно - на том основании, что ей задолжал один из посредников, болгарский принимающий туроператор «Алма Тур». Ситуацию в онлайн-эфире прокомментирует один из участников событий гендиректор ICS Travel Group Дмитрий Шевченко, которому пришлось из средств своей компании повторно оплатить перелет сотням клиентов. В прошлую пятницу, на конференции сети «ТБГ. Туристические бренды» в рамках выставки «Отдых», г-н Шевченко представил анализ причин возникшего ЧП. Поскольку события имеют общеотраслевую важность, тема получит развитие в онлайн-эфире. Также в дискуссии участвовали коллеги г-на Шевченко по болгарскому направлению, спикеры от Росавиации и Ростуризма. 

Модератор: «Алма-Тур» считалась в Болгарии крупнейшим туроператором, работающим на российском рынке. И у него на протяжении многих лет были особые отношения с Bulgaria Air. Ему авиакомпания отдавала практически половину всей перевозки на российском направлении – в частности из 28 разрешенных рейсов, которые Bulgaria Air могла выполнять в этом сезоне в Москву, «Алма-Тур» получила 14. 

В свою очередь, туроператор ICS Travel Group являлся для «Алма-Тур» приоритетным поставщиком клиентуры из России и получал от нее львиную долю авиационных емкостей. Считалось, что для ICS это огромное конкурентное преимущество. В итоге, в конце сезона в результате фактически разрыва отношений Bulgaria Air и «Алма-Тур» возникли большие проблемы с возвращением российских туристов из Болгарии.
Дмитрий, пожалуйста, расскажите, как вы действовали в этой чрезвычайной ситуации?

Компания ICS Travel Group действительно являлась приоритетным партнером в России для «Алма-Тур» и также крупнейшим заказчиком рейсов Bulgaria Air в летний период. Для нас действительно стали неожиданностью неправовые действия как со стороны болгарского туроператора «Алма-Тур», так и авиакомпании Bulgaria Air, в результате которых сотни людей остались без вылета в Болгарию, а также была фактически остановлена полетная программа Bulgaria Air на сентябрь месяц.

Дмитрий Шевченко: Ситуация возникла в пятницу 9 сентября, когда Bulgaria Air заявила, что не будет выполнять рейсы по договору с «Алма-Тур». Это фактически касалось рейсов, которые Bulgaria Air осуществляла во Внуково, а также полетной программы в Санкт-Петербург (где заказчиком являлась «Алма-Тур СПб»). 
После того как наша компания поняла, что Bulgaria Air и «Алма-Тур» практически разорвали все договоренности, что означало остановку полетной программы, в ICS был создан оперативный штаб для решения создавшейся проблемы. Иногородние туристы, которые не вылетели в пятницу из Москвы в Болгарию, были размещены в гостиницах; туристы, которые не вылетели из Болгарии, были размещены в гостиницах на курортах Болгарии. Совместно с компанией Delta, которая также являлась заказчиком рейсов Bulgaria Air через «Алма-Тур», были предприняты попытки отправки туристов на рейсах других авиакомпаний. К сожалению, это можно было сделать уже только в субботу. После этого ICS и Delta повторно оплатили рейсы на пятницу и следующий понедельник. Туристам, которые отказывались от туров в пятницу, наша компания гарантировался 100% возврат денежных средств. 
В понедельник рейсы полетели по расписанию. На них были завезены и вывезены все туристы, которые должны были лететь в понедельник и часть туристов с пятницы. В течение 3 дней через Софию, Варну и Бургас ICS вывезла всех туристов, остававшихся в Болгарии. Мы подписали дополнительный контракт с Bulgaria Air на все последующие рейсы (а это в общей сложности 11 рейсов) до середины октября, повторно оплатив их. 
В настоящий момент все туристы вылетают из Москвы и возвращаются согласно графику полетов. Туристов нашей компании, которые должны были лететь из Болгарии в Санкт-Петербург, мы вернули через Москву, оплатив им дорогу Москва – Санкт-Петербург. ICS Travel Group контролировала вопрос заселения туристов в отели и в случаях, когда туристов не хотели размещать по ваучерам «Алма-Тур» (в связи с тем, что позднее компания объявила себя банкротом), мы расселяли их через другие принимающие компании. 
Еще раз хочу подчеркнуть, что в этой непростой ситуации компания ICS Travel Group полностью выполнила все обязательства перед агентствами и их туристами. В случае их отказа от наших услуг, мы гарантировали 100% возврат как за туры, так и за авиабилеты.

 Модератор: Интересно, как оценивают ситуацию Ваши коллеги по направлению. Вот, например, реплика Дмитрия Черепова, замгендиректора НТК "Интурист", известного специалиста по Болгарии: "Всем, кто активно работает с Болгарией, хорошо известна подоплека этой истории. «Алма-Тур» еще года два-три назад взяла фактически в лизинг у Bulgaria Air Airbus 320 и использовала его под свои нужды. Грузила турпотоками на российском направлении. То есть формально рейсы были регулярными, а по факту – чартерными. Блоки на них «Алма-Тур» предлагала по ценам существенно ниже рыночных. Допустим, если средняя себестоимость кресла на направлении составляла 220-250 евро, то эта болгарская компания предлагала его за 180, а то и за 160. Но большинству заказчиков выставлялось условие: полная предоплата за сезон. 
То есть заранее ставилась задача собрать деньги вперед. Причина тоже была очевидна. У «Алма-Тур» - огромные долги, возникли они не вчера, копились много лет. По всем направлениям деятельности: гостиницы, трансферное подразделение, авиаперевозка. Самым крупным кредитором являлась как раз а/к Bulgaria Air.
Руководители ICS и другие партнеры «Алмы», я думаю, об этом тоже знали. Но цены были настолько выгодными, что они сложили все яйца в одну корзину. Это просто была очень рискованная игра, и закончилась не в их пользу". Это была точка зрения Дмитрия Черепова (Интурист)

Дмитрий Шевченко: К сожалению, Дмитрий Черепов не совсем правильно излагает данную ситуацию или не владеет полной информацией. 
Прежде всего, «Алма-Тур» действительно являлась крупным заказчиком чартерной перевозки Bulgaria Air. Она действительно реализовала одну из схем лизинга Airbus-320 у Bulgaria Air. Все это привело к тому, что «Алма-Тур» стала самым крупным партнером Bulgaria Air на рынке чартерных перевозок.
Компания ICS, являясь приоритетным партнером «Алма-Тур», тем не менее, не заказывала до 2011 года рейсов Bulgaria Air у «Алма-Тур», поэтому мы не можем знать ту существенную разницу в перевозке, которую предлагала «Алма-Тур» другим заказчикам.
В 2011 году, в силу известных причин, на которых я остановлюсь позже, связанных с существенным ограничением количества перевозки российскими авиакомпаниями в Болгарию со стороны Росавиации, мы обратились в Bulgaria Air для заключения контракта на лето 2011 года. В то время «Алма-Тур» являлся крупнейшим партнером Bulgaria Air. Более того, из 28 частот в неделю, которые Bulgaria Air могла выполнять для полетов в Москву, «Алма-Тур» получила 14 частот. После консультаций с Bulgaria Air нами был подписан контракт с «Алма-Тур» на летний сезон 2011. Хочу заострить ваше внимание на том, что в феврале 2011 года официально рейсы могли выполнять только авиакомпания Bulgaria Air с болгарской стороны и авиакомпания S7 в альянсе с «Вим-Авиа» с российской стороны. Мы, разумеется, обратились в обе эти авиакомпании. Являясь одним из крупнейших игроков на болгарском рынке, ICS подписала контракт как с S7 (на рейсы «Вим-Авиа»), так и с компанией Bulgaria Air (через «Алма-Тур»). Все остальные компании, которые получили разрешение летать на Болгарию, представили свои программы гораздо позже (март-апрель). Поэтому, после появления такой возможности, мы также подписали контракт с авиакомпанией «Аэрофлот» и с «Кавминводавиа». 
Повторюсь, мы использовали все имеющиеся возможности для организации перевозки в Болгарию в летний период. Мы летали рейсами 4-х авиакомпаний, поэтому ни о какой очень рискованной игре, о которой говорит г-н Черепов, не может идти и речи. 
Что касается оплаты «Алма-Тур» за весь сезон – это также не соответствует действительности. Наш контракт с Bulgaria Air через «Алма-Тур» предполагал оплату обычного депозитного платежа в рамках вывозных рейсов. Более того – цены на авиаперевозку Bulgaria Air, если и отличались, то несущественно от тех цен, которые Bulgaria Air подписала с другими участниками рынка.
И последнее – если бы на конец февраля 2011 года мы имели возможность подписать контракты с другими авиакомпаниями, которые гарантируют (подчеркиваю) перевозку на Болгарию в летний период, мы, безусловно, подписали бы контракты и с ними.

Модератор: Есть версия, что это все рейдерский захват. То есть Bulgaria Air захватывает «Алму». Вы в это верите?

Шевченко: Я не думаю, что есть целесообразность рассматривать эту версию, поскольку мы не владеем подтверждающей ее информацией. Но независимо от результата, в любом случае, обе компании действовали не в правовом поле и не в поле строгих этических взаимодействий по отношению к своим партнерам. Одно могу сказать и прошу акцентировать на этом внимание – в течение ряда лет компания «Алма-Тур» являлась крупным партнером Bulgaria Air, их взаимодействие привело к существенному увеличению активности Bulgaria Air не только в России, но и в странах Прибалтики, Украины, Финляндии и т.д. Bulgaria Air вместе с «Алма-Тур» выполнили очень большое количество чартерных рейсов в 2009-2010 годах. Группа компаний, к которой принадлежит Bulgaria Air, выступала гарантом по кредитам, которые предоставлялись «Алма-Тур», поэтому разобраться до конца в истории финансовых отношений этих двух компаний вряд ли представляется возможным.

Модератор: Дмитрий, на конференции ТБГ Вы в своем выступлении сказали, что одна из причин возникшей проблемы – государственный протекционизм в отношении назначенных перевозчиков. И здесь, в эфире, косвенно затронули эту тему. Пожалуйста, поясните сейчас широкой аудитории, что Вы имели в виду.

Шевченко: Я имел в виду следующую ситуацию. Одной из причин, что на рынке авиаперевозок на сегодняшний день все более активно работают иностранные авиакомпании, является политика Росавиации по обязательному согласованию полетов российских авиакомпаний на ряд направлений. Поясню на примере Болгарии. 
Как известно, в прошлом году в мае Росавиация ужесточила процедуру обязательного согласования чартерных рейсов всех авиакомпаний с назначенными перевозчиками на соответствующих направлениях. На направлении Болгария назначенным перевозчиком являлся S7 на маршрутах Варна, Бургас, Пловдив. Это привело к тому, что наша чартерная программа, выполняемая на Sky Express в 2010 году, была остановлена в разгар сезона, а это было 5 рейсов в неделю. Нам было предложено осуществить программу рейсами авиакомпании S7 по более высоким тарифам и с неудобными слотами. 
Учитывая печальный опыт прошлого года, в этом году мы решили обратиться сразу к назначенным перевозчикам, а именно авиакомпаниям S7 и Bulgaria Air. Хочу еще раз заострить внимание на том факте, что в феврале ни у одной из компаний не было понимания, возможны ли полеты на Бургас и Варну рейсами других авиакомпаний, кроме S7 и Bulgaria Air. Поэтому в 2011 году Bulgaria Air изначально предложила для российского рынка из Москвы в Варну и Бургас в 4 раза больше перевозки, чем в 2010 году (а это 28 частот в 2011 году против 7-ми в 2010). Такое увеличение в разы было обусловлено тем, что в Bulgaria Air понимали, что в условиях неясности правил согласования с S7 и не совсем понятной позиции Росавиации, туроператоры будут заинтересованы в перевозке Bulgaria Air.
Второе. Хочу отметить, что Болгария до сих пор остается в списке 3 направлений (Болгария, Кипр, Франция), по которым все авиакомпании должны согласовывать свою программу с назначенным перевозчиком, что касается Болгарии - это авиакомпания S7.
Если бы не было этого решения Росавиации, а было бы использовано положение Open Sky, которое действует во всех странах Европы, то все крупные туроператоры заключали договоры, прежде всего, с российскими авиакомпаниями, как это было до 2010 года.

Дмитрий Черепов: При чем тут тема назначенных перевозчиков? Не надо создавать видимость того, что на болгарском рынке есть только S7 и Bulgaria Air. Есть еще, например, «Трансаэро», чьих мощностей хватило бы на две упомянутые авиакомпании. И с самого начала было ясно, что уж этому перевозчику S7 все рейсы согласует, иначе наживет себе большие проблемы на других маршрутах. Но ряд туроператоров предпочли сделать ставку на Bulgaria Air, единственная тому причина – низкие цены.

Шевченко: По-видимому, уважаемый Дмитрий Черепов все-таки не до конца владеет информацией или выдает желаемое за действительное. 
В январе-феврале 2011 года, когда активно версталась программа полетов на Болгарию, ни одна компания, включая «Трансаэро», не могла гарантировать, что она согласует в полном объеме свою программу с авиакомпанией S7. В частности, об этом свидетельствует и позиция туроператоров, большинство из которых не указывали на своих сайтах в феврале детали полетных программ в Болгарию. 
Что касается «Трансаэро», то после согласования с S7 и разрешения от Росавиации, эта компания поставила ограниченное количество рейсов на Болгарию, а к этому периоду основные полетные программы «Трансаэро» по другим направлениям уже были сверстаны и заявлены туроператорами-партнерами «Трансаэро». Поэтому количество бортов, которое «Трансаэро» предоставила на Болгарском направлении, не смогло уместить всех желающих. В частности, наша компания не смогла получить существенный объем перевозки от «Трансаэро».
В том числе, даже авиакомпания «Аэрофлот», активным участником всех программ которой мы являемся, рассматривала программу полетов в Болгарию (1 раз в неделю) только в мае 2011 года.
Поэтому называть причиной полетов туроператоров на рейсах Bulgaria Air погоней за супердешевой перевозкой – это необоснованное заявление.

Модератор: Теперь комментарий собственно от Росавиации

Сергей Извольский: Что касается полномочий назначенных перевозчиков, то в данном вопросе Росавиация действует в строгом соответствии с межправительственными соглашениями и, естественно, не вправе их менять. Но в любом случае, чрезвычайная ситуация в Болгарии отношения к этому не имеет. 
Если без демагогии, то суть дела в следующем: есть спор между двумя хозяйствующими субъектами. Резидентами РФ они не являются, не подчиняются российским законам и регулирующим документами, не подконтрольны отечественным исполнительным органам. Причем здесь полномочия назначенных перевозчиков? И каким образом Росавиация может влиять на иностранные коммерческие структуры? Это миссия болгарских властей – и мы не можем их подменять. Кстати, они уверяли нас, что урегулируют ситуацию, оперативно вывезут пассажиров. Но этого, к большому сожалению не произошло.

Шевченко: По данному вопросу свою позицию я изложил ранее. Я полностью подтверждаю, что данный спор действительно является спором хозяйственных субъектов Болгарии, но вместе с этим туроператоры вынуждены идти к иностранным перевозчикам, которые предлагают зачастую непрозрачные для них контрактные условия, только потому, что они не уверены в том, что отечественные авиакомпании смогут получить согласие на то или иное направление во вменяемые сроки. Ни одна российская авиакомпания, к которой мы обращались, кроме S7, в 2011 году не смогла гарантировать 100% получение разрешения от Росавиации на полеты в Болгарию в летний период. А, как известно, все продажи по Болгарии с учетом действующей повсеместно акции «раннее бронирование» начинаются уже в феврале. Поэтому, еще раз повторюсь, если бы мы могли подписать контракт с российской компанией в январе, мы бы это сделали.

Модератор: Вообще, события вокруг «Алмы» – удар по бизнесу серьезный. Среди туристов всегда считалось, что регулярная перевозка инокомпаний – это надежно и даже престижно. А теперь полная дискредитация. Национальная авиакомпания европейской страны в массовом порядке отказывается выполнять свои обязательства перед нашими соотечественниками. Как это оценить с правовой точки зрения? Этот вопрос я адресую адвокату Илье Тугуеву.

Илья: О действиях Bulgaria Air. Если перевозка действительно была забронирована, то есть данные на туристов были внесены в систему авиакомпании, то это означает, что она заключила с пассажирами договор, а потом отказалась его исполнять. Полный беспредел - вот как это надо квалифицировать. Грубейшее нарушение российского Воздушного кодекса, правил перевозки пассажиров. И, между прочим, законодательства о защите прав потребителей, нормы которого распространяются на международные перевозки. На эту тему было постановление Верховного суда. Туристы, которым Bulgaria Air отказала в предоставлении услуг, имеют полное право обратиться в ее российское представительство с требованием компенсаций. А если не встретят понимания – в арбитражный суд.

Модератор: Считается, что судиться с иностранным юрлицом – занятие бесполезное.

Илья: Не согласен. У нас же с иностранных авиакомпаний взыскивают ущерб за утрату багажа, задержку рейса. Взыскивают, за милую душу, если у перевозчика есть представительство в Российской Федерации. Если нет – сложнее.

Модератор: Теперь послушаем, как оценивают ситуацию в Ростуризме.

Олег Мосеев: Конечно, имело место грубое нарушение воздушного кодекса РФ. Мы неоднократно обращали на это внимание болгарских коллег. НА пресс-конференции в рамках выставки «Отдых» я общался с руководителями Bulgaria Air и представителями Минтранса Болгарии. И они не смогли мне четко ответить, почему в системе перевозчика не оказалось данных на туристов, пассажиров, которые оплатили авиабилеты. Эти списки должны были быть получены от подразделения «Алма-Тур» - «Алма-Флай», и в данном случае они якобы каким-то загадочным образом не дошли до перевозчика, хотя раньше никаких подобных проблем не было. Вероятнее всего, не было произведена оплата со стороны болгарского заказчика, но это не меняет дела. Перевозчик не выполнил обязательств перед клиентами, работал на нашем рынке с нарушением нашего законодательства. Эта коллизия должна рассматриваться на уровне российского Минтранса.

Модероатор: Обязан ли в данном случае российский отправляющий туроператор брать на себя расходы по доставке своих клиентов на родину? Или формально имеет право самоустраниться? Ведь он-то все свои финансовые обязательства перед иностранными партнерами (перевозчиком и принимающим ТО) выполнил. Кто вообще должен спасать клиентов?

Мосеев: Да, российский туроператор обязан выполнить все условия своего договора с клиентами. А возврат туристов на Родину – одно из существенных условий этого договора. Тот факт, что срыв произошел не по вине российского туроператора, не меняет дела. Не надо смешивать такие понятия, как вина и ответственность. Так вот, это – его зона ответственности. Как с моральной, так и с юридической точки зрения.

Модератор: Только не все участники событий эту ответственность на себя приняли.

Мосеев: Да. Например, со стороны «Алма-Тур. Санкт-Петербург» не последовало необходимых действий для вывоза клиентов из Болгарии. Мы об этом немедленно проинформировали Роспотребнадзор, а также в Управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД, те переадресовал сигнал своим коллегам в Петербурге. Теперь вопрос, насколько принятые санкции в отношении «Алма-Тур Санкт-Петербург» будут адекватны масштабам проблемы.

Шевченко: Я считаю, что в любом случае туроператор не имеет права самоустраняться, поскольку у него есть не только финансовые обязательства перед агентствами, но и обязательства репутационного плана. Проще всего было бы дожидаться разрешения этой ситуации, пока власти России и Болгарии будут находить решение проблемы. Но тогда в заложниках было бы не 460 туристов, а более 2000, учитывая заезды 9 и 12 сентября. 
Я убежден, что когда турагентства устанавливают сотрудничество с туроператорами, они вправе рассчитывать на то, что туроператор будет оперативно решать проблемы, возникшие с их туристами, включая форс-мажорные. Поэтому для нас вопрос выбора не стоял. 
ICS Travel Group на туристическом рынке уже почти 20 лет, и мы очень дорожим своей репутацией перед агентствами.

Модератор: Дмитрий, в какую сумму обошлась Вашей компании «спасательная операция» в Болгарии? Как Вы думаете, реально что-то взыскать с «Алмы» или с Bulgaria Air?

Шевченко: Я не хочу детально обсуждать размер финансовых потерь, которые понесла наша компания. Могу только отметить, что она исчисляется существенной величиной, и даже не в десятки тысяч евро. 
В любом случае, хочу официально подтвердить, что финансовая ситуация в ICS Travel Group, тем не менее, стабильна, и обсуждаемая сегодня проблема существенно не отразилась на планах компании на дальнейшее развитие на туристическом рынке.
Реально ли что-то взыскать?! «Алма-Тур» объявила себя банкротом, на все ее активы сейчас выстраивается очередь болгарских кредиторов, поэтому конструктивный диалог вести сложно.
Что касается Bulgaria Air, то в этой непростой ситуации мы нашли схему взаимодействия, которая в будущем будет взаимовыгодной для обеих компаний.

Тугуев: В принципе, ICS может инициировать арбитражный иск в отношении Bulgaria Air, опять же через российское представительство авиакомпании. Предстоит доказать, что понесенные российским ТО расходы по вывозу туристов были обоснованы, но это вполне реальная задача.

Шевченко: В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что в данной ситуации мы имеем дело с банкротством очень крупного болгарского туроператора, который по своей позиции на болгарском рынке занимал одно из лидирующих положений. По масштабам – это еще более крупное потрясение, чем банкротство, например, «Капитал Тур» в России. 
Капитализация компании «Алма-Тур» еще в 2010 году оценивалась в 30 млн. евро, что является для Болгарии существенной цифрой. Эта компания имела в собственности 2 отеля, большой штат персонала и, подчеркну, являлась крупным заказчиком для Bulgaria Air как в России, так и в других странах Европы. 
Безусловно, банкротство такого игрока никогда не проходит бесследно для рынка, поэтому в сложившейся ситуации компания ICS Travel Group пыталась максимально нейтрализовать последствия такого банкротства для наших партнеров-турагентств и, в конечном счете – туристов.
Я благодарен всем турагентствам за поддержку и проявленное понимание в данной ситуации и хочу особо подчеркнуть, что ICS Travel Group воспринимает все турагентства, которые с нами работают, исключительно с позиции партнерства.
Также я бы хотел выразить благодарность за оказанное содействие в сложившейся ситуации компании «Интерсервис ВЛ» и ее директору Локоткову Владимиру Ивановичу. Эта компания обслуживала рейсы Bulgaria Air и являлась их представителем во Внуково. Именно благодаря слаженным действиям этого коллектива оперативно решались вопросы размещения иногородних туристов в гостиницам Москвы, а также организации питания для туристов во Внуково. 
И последняя благодарность - компании-оператору Delta, с которой мы в тот нелегкий период совместно решали все проблемы.
Любомир Христов: Хочу отметить, что АЛМА Тур-СПб не самоустранилось от решения проблемы с вывозом туристов. Наоборот, мы делали все возможное, чтобы обеспечить нормальные условия для оставших в Болгарии, и искали возможности возвращения туристов на других рейсах на Петербург. Кстати, дополнительный рейс Болгария Ер 14.09.11 был оплачен из средств переведенных АЛМА Тур-СПб

Модератор: Любомир, уточните, пожалуйста, сколько в общей сложности требовалось рейсов, чтобы вывезти всех Ваших туристов? Общая численность клиентов, которые зависли в Болгарии у АЛМА Тур - СПб, - какая была?

На этом месте online эфир был прерван.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Бизнес»

Ноябрь 5, 2024 - 17:22

Федеральная сеть DDX Fitness заключила соглашение с управляющей компанией Becar FM на обслуживание инженерных систем своего флагманского фитнес-клуба в Санкт-Петербурге.

 

Октябрь 15, 2024 - 12:40

На II Международном конгрессе туроператоров, который проходил в Минске, заявили, что в России растет черный рынок туроператоров: как стало известно корреспонденту «Известий», он превышает официальный приблизительно в три раза.

 

Сентябрь 24, 2024 - 04:09

Цифровая экосистема МТС и  МТС Travel, проанализировали летние бронирования туристического жилья для командировок в Петербурге.

 

Июль 11, 2024 - 15:06

Эксперты компании лидера рынка делового туризма и ведущего поставщика IT-решений для индустрии, проанализировали спрос на отели за рубежом среди бизнес-туристов в первой половине 2024 года и выяснили, как изменилась география зарубежных командировок, какие индустрии путешествовали больше других, какие отели были популярны.