На Новый год туроператором было продано 8 323 турпутевки. Однако в страховую компанию поступило пока всего чуть более 300 заявлений о компенсации. Почему? Пока генеральный директор компании "Капитал Тур" Инна Бельтюкова ведет переговоры с банками-кредиторами, сообщая каждый день, что окончательное решение будет "завтра", туристы уже перестали на что-то надеяться и засыпают турагентства претензиями. По словам генерального директора юридического агентства "Персона Грата" Георгия Мохова, основная масса купивших "капиталовские" путевки туристов всю прошлую неделю выжидала. "Однако сейчас все поняли, что, несмотря на заверения руководства компании, точка не возврата пройдена, и начали активно обращаться в те турагентства, где они купили путевки, - сказал он "Интерфакс-Туризму". – Мало кто хочет ждать, когда страховая компания выплатит им деньги, ведь люди собрались отдыхать, они не хотят отказываться от новогодних каникул". При этом, все свои претензии они обращают именно к агентствам, то есть тем, кому они непосредственно отдали деньги. "Туристы рассуждают просто: зачем нам какая-то непонятная страховая компания, от которой мы неизвестно чего и когда дождемся. Мы брали тур в агентстве, вот пусть оно и разбирается с оператором или страховщиком. И по закону туристы имеют право подать свои претензии в агентство", - пояснил Г.Мохов. Страховая компания "Инногарант", в которой была застрахована гражданская ответственность "Капитала", начнет выплачивать деньги туристам, по закону, через 30 календарных дней с момента подачи заявления и всего пакета документов. Первые заявления поступили в "Инногарант" 17 ноября, соответственно, компенсацию по ним туристы получат не позже 17–19 декабря. Вот только нужных туров на Новый год в это время не будет. Уже сейчас выбор туров, а тем более, авиабилетов в популярные страны крайне ограничен. Главное однако в том, что страховая компания, зная всю ситуацию, занимает тем не менее жесткую позицию: она принимает пока заявления по турам только на те даты, по которым уже наступил страховой случай. Понятно, что новогодние туры под это правило не попадают. Для того, чтобы страховщик мог брать все заявления, нужно, чтобы "Капитал" сам официально заявил, что отказывается от исполнения обязательств по всем своим турам. Пока этого не произошло, так что "Инногарант" формально прав, но туристам от этого не легче. У турагенств в такой ситуации может быть только два выхода: или выплатить "компенсации" своим клиентам из собственного кармана, или забронировать для них новый тур, оформив доверенность от клиента на взыскание компенсаций за неиспользованный тур "Капитала" со страховой компании и уже потом добиваться получения денег. "В итоге, очень многие турагентства, клиенты которых не хотят остаться без отдыха вообще, бронируют и оплачивают тур повторно, за свой счет. Как правило, это касается туров стоимость до или чуть более 100 тыс. руб., - сказал эксперт. – Однако среди новогодних туров, например, в Эмираты или на Мальдивы, немало таких, которые стоят 500-700 тыс. руб. Сегодня мне лично пришлось консультировать агентство, в котором был куплен тур на сумму 870 тыс. руб. Понятно, что мало кто из агентств может "потянуть" такую сумму". Особенно тяжелая ситуация в франчайзинговых агентствах "Капитала", которые были полностью ориентированы на этого туроператора. Как полагают эксперты, многие из них не смогут справиться с долгами, потерей клиентов и будут вынуждены уйти с рынка. По данным "Инногаранта", страховщик получил 329 полных комплектов документов от пострадавших туристов "Капитала". При этом, как сказала И.Бельтюкова, компания продала на Новый год 8323 путевки. Эксперты полагают, что объем "проданного" может быть гораздо больше. "Надо помнить, что агентства в "Капитале" покупали не только полные пакеты, но и отдельно авиабилеты или размещение в отелях. Кроме того, за какие-то туры была внесена предоплата, - пояснила "Интерфакс-Туризму" директор турагентства "Виато" Наталья Максакова. – Так что, туроператор, скорее всего, сильно занизил объем своих продаж на Новый год". В противном случае, как предположила собеседница, компания завысила свой ранг, так как для крупного туроператора такие показатели накануне Нового года выглядят несолидно. Между тем, как сообщила И.Бельтюкова, на среду, 1 декабря, назначена "последняя" встреча представителей банков-кредиторов с руководством компании, на которой будет вынесено окончательное решение. По ее словам, еще есть надежда, что участники встречи, а особенно пять ведущих банков-кредиторов, сумеют договориться: "и тогда "Капитал Тур" сможет восстановить свою работу в полном объеме". Именно в возможность полностью восстановиться "Капитала" на рынке мало кто верит. Слишком велики долги, подорвана репутация как среди агентств, так и туристов. Однако, как заметил Г.Мохов, нет ничего невозможного. "Понятно, конечно, что "Капитал Тур" не сможет расплатиться по всем своим текущим долгам. Но если основные кредиторы не хотят терять такого должника, выход есть, - пояснил он "Интерфакс-Туризму". – На базе развитой розничной сети, технологий бронирования "Капитала" можно, например, создать новое юрлицо, а сильно подмоченная репутация со временем забудется. Скажем, через пару лет после банкротства сети агентств "Куда.ру" в регионах вновь возникли агентства с таким названием, и ничего – работают!" В любом случае, если даже И.Бельтюковой удастся договориться с банками о пролонгации кредитов, туристам, которые приобрели туры в этой компании на Новый год, это не поможет. Туроператор решает стратегические вопросы, а расхлебывать заваренную им кашу придется агентствам и туристам.