В декабре исполнилось 5 лет скоростному поезду «Аллегро», курсирующему между Петербургом и Хельсинки. Его пассажиропоток рос вплоть до 2014 года, сейчас наблюдается спад порядка 15%. Однако РЖД и финские железные дороги VR считают это временным явлением. Даже сейчас число рейсов уменьшать не планируется, как, впрочем, и цены на билеты. А маршрут "Аллегро" даже может быть расширен.
С момента запуска поезда «Аллегро» в декабре 2010-го и до 2014 года количество его пассажиров постоянно росло. Если в 2011-м было перевезено 299,4 тыс. человек, то в пиковом 2013-м - уже 465,9 тыс. В 2014-м количество пассажиров снизилось до 416,2 тыс. человек, а в 2015-м этот показатель, как ожидается, будет на уровне 360 тыс. На фоне ослабления рубля с начала текущего года доля россиян на российско-финляндской границе снизилась с 74% до 65%.
Российские железнодорожники сократили некоторые международные маршруты в декабре 2014 года, однако, несмотря на падение спроса на "Аллегро", число рейсов скоростных поездов между Финляндией и Россией уменьшать не будут. В РЖД "с осторожностью относятся к сокращению транспортного предложения для населения", заявил вице-президент по пассажирским перевозкам ОАО "РЖД" Михаил Акулов. По его словам, 4 скоростных поезда в день между Хельсинки и Петербургом создают "ритмичный транспортный конвейер", который позволяет чувствовать доступность железнодорожного сообщения.
Фото: Михаил Акулов, вице-президент по пассажирским перевозкам ОАО «РЖД»
Изменения не коснутся и цен на "Аллегро", которые для россиян растут вместе с курсом евро. Стоимость билетов снижать не планируется, о чем заявила вице-президент по пассажирским перевозкам финской железнодорожной компании VR Майса Романайнен (Maisa Romanainen). По ее словам, 29 евро (ок. 2270 руб.) — это вполне нормальные деньги для утреннего "Аллегро". Более того, она считает, что цена является привлекательной для финских туристов, доля которых в пассажиропотоке в этом году выросла до 35%. Максимальная же цена на поезд составляет 130,6 евро (ок. 10 150 руб.) в первом классе. Напомним, что на запуске проекта, в декабре 2010 года, цена на "Аллегро" составляла 84 евро во второй класс (или 3360 руб. на 2010 год) и 134 евро (5360 руб.) - в первый. Также поезд «Аллегро», как планируется, в следующем году сократит время в пути на 11 минут.
Своего двухмиллионного пассажира «Аллегро» готовится принять в следующем году. Ему даже обещают вручить приз.
«Аллегро» может поехать дальше
Представители РЖД и финских железных дорог VR уже несколько лет говорят о возможности продления маршрута «Аллегро» за пределы Петербурга и Хельсинки, однако это пока так и остается в планах. Так, Майса Романайнен заявила, что финны рассматривают продление пути следования «Аллегро» в направлении Турку, однако сейчас вероятнее всего, что следующей остановкой станет город Тампере. На этот проект может уйти несколько лет, так как потребуется «масштабный ремонт инфраструктуры» до 2017 года, отметила госпожа Романайнен.
В ОАО «РЖД» не видят никаких препятствий для осуществления идеи финской стороны, однако, как заявил «Фонтанке.fi» руководитель Октябрьской железной дороги Олег Валинский, необходимо просчитать пассажиропоток до Тампере и Турку и модернизировать железную дорогу Суоми. «Сама железнодорожная сеть в Финляндии не может обеспечить проезд поезда из Петербурга сразу до Турку, до того, как будет сделан обход по Рийхимяки, станции недалеко от Хельсинки», - заверил Олег Валинский.
Фото: Олег Валинский, начальник Октябрьской железной дороги
Другой вариант состоит в том, что путь следования «Аллегро» может быть продлен и по территории России, однако пока никакие конкретные варианты не называются. Вице-президент по пассажирским перевозкам ОАО «РЖД» Михаил Акулов отметил, что вопрос расширения сети поднимался на встрече с финнами: «Мы обсуждаем с финскими железными дорогами другие варианты повышения эффективности, что подразумевает и использование поездов «Аллегро» в продолжение сообщения Санкт-Петербург — Хельсинки. В частности, обсуждалось <...> продолжение движения поезда после прибытия в Санкт-Петербург в другие направления. Но я не хочу сейчас, преждевременно их объявлять».