Пассажиропоток петербургского аэропорта «Пулково» в первом квартале 2015 года упал по сравнению с аналогичным периодом прошлого лишь на 0,7 процента. Однако серьезно изменились предпочтения петербуржцев. Куда полетели жители города на Неве, выясняла «Фонтанка».
В аэропорту «Пулково» подвели предварительные итоги по пассажиропотоку за первые три месяца 2015 года. В сравнении с аналогичным периодом, когда уже прошла Олимпиада в Сочи, но еще не был возвращен Крым, пассажиропоток упал на 0,7%. Впрочем, это падение выглядит незначительным на фоне сравнения со статистикой по России, где спустя год не досчитались 10% пассажиров.
По запросу «Фонтанки» в управляющей компании петербургского аэропорта подготовили подробную статистику по иностранным и российским маршрутам. Это позволяет проанализировать, насколько изменились предпочтения петербуржцев за год.
За границей хорошо…
В первую очередь на 17,6% упали международные перевозки. Впрочем, этого ждали еще с осени 2014 года, когда экономику России встряхнуло так, что евро стал стоить 100 рублей. Плавный спуск европейской валюты до сегодняшних 55 – 65 рублей все еще является высоким барьером, который готов перепрыгнуть далеко не каждый путешественник. Отсюда и падение по перевозкам почти во все страны Европы.
В Северной Европе сильнее всего – на 97% – сократились авиаперевозки между Петербургом и ирландским городом Шаннон. Впрочем, доля пассажиров в общей статистике почти незаметна: в первом квартале 2014 года между городами переместилось лишь 300 человек, а с начала 2015 года лишь девять пассажиров. Негласный конкурент Ирландии – Великобритания – потеряла в объемах воздушного сообщения с Петербургом лишь 18,2%. Однако потеря в количественном соотношении выглядит более солидно: с 18 942 человек до 15 481 пассажира.
Скандинавия, впрочем, выглядит более оптимистично. Здесь потери только у Швеции, воздушные перевозки с которой сократились на 13,5%: с 16 186 до 13 996 человек. На этом фоне положительную динамику показывает Норвегия, прибавившая 39,7%, и Финляндия, пассажиропоток с которой увеличился на 10,3%.
Гораздо тяжелее ситуация в Центральной Европе, где в плюсе оказались только Нидерланды, добавившие к существовавшему объему перевозок 13,9%. В количественном соотношении это означает, что, по сравнению с 17 798 пассажирами в первые три месяца 2014 года, в начале 2015 года между Нидерландами и Петербургом переместилось 20 279 человек.
В то же время между Германией и Петербургом переместились на 43 162 пассажира меньше, что составляет 22,6%. На втором месте в этом печальном рейтинге Чехия, воздушное сообщение с которой сократилось на 29,8%: с 38 511 до 27 002 человек. Тройку замыкает Франция, потерявшая в объеме перевозок с Петербургом 18,5%: с начала 2015 года в этом направлении переместилось 39 062 пассажиров вместо 47 933 человек в прошлом году. Также на 10% – 4800 вместо 5338 человек – стало летать между Петербургом и Польшей.
В Южной Европе серьезнее всего пострадала Испания, пассажиропоток с которой сократился на 30,9%. Рядом с ней более чем оптимистично выглядит Португалия, связь по воздуху с ней за этот год усилилась на 209,7%. Впрочем, сравнивать воздушное сообщение с этими двумя странами по количеству пассажиров всерьез нельзя. Так, за первые три месяца 2014 года рейсами между Лиссабоном и Петербургом воспользовалось 535 человек, а в первом квартале 2015 года – 1122 человека. Количество пассажиров между Испанией и Петербургом за это время сократилось с 20 962 до 14 469 соответственно.
Австрия и Петербург за год потеряли в объемах совместного воздушного сообщения 34%: 19 597 пассажиров вместо 29 722. Меньшей популярностью у петербуржцев стала пользоваться Швейцария, спустя год между двумя пунктами назначения переместились 24 188 вместо 28 381 пассажира.
Самолетами, летающими между Петербургом и Италией, с начала 2015 года воспользовалось 47 757 пассажиров. Годом ранее таких было 52 678, потери составили 9,3%. Фактически прекратилось воздушное сообщение Петербурга с болгарской столицей Софией: за три месяца 2015 года между городами пролетело 214 человек, хотя в первом квартале 2014 года их было 3772.
На 58,4% уменьшился пассажиропоток между «Пулково» и аэропортом Будапешта: с 1996 до 830 человек за первые три месяца 2014 и 2015 годов соответственно. Вместе с этим появился новый маршрут для туристов в черногорский Тиват. Однако с января по март 2015 года им воспользовалось всего 728 человек.
Что касается традиционных туристических маршрутов из Петербурга в южные страны и Азию, то на каждом из них наблюдается серьезный упадок. В фаворе только Турция, сумевшая в 2015 году увеличить свою привлекательность для еще 11 тысяч россиян. В результате цифры на этом направлении увеличились с 25 024 до 36 743 за первые три месяца 2014 и 2015 годов, рост составил 46,8%.
На фоне успешной Турции пассажиров растерял ее главный конкурент – Египет. Неспокойная обстановка в стране заставила изменить свой выбор 35,4% туристов из Петербурга, в количественном соотношении туда отправились 87 409 пассажиров вместо прошлогодних 135 483. Менее привлекательными оказались и ОАЭ: вместо 54 382 человек туда улетело всего 33 830, потери 37,7%. На 34,4% уменьшился пассажиропоток между «офшорной столицей» – островом Кипр – и Петербургом. В Ларнаку отправилось 4962 пассажира вместо 7571.
В пределах статистической погрешности изменился объем воздушных перевозок между Израилем и Петербургом – всего на 0,05%. Цифры тоже почти одинаковые: 26 092 вместо прошлогодних 26 105 пассажиров.
Пассажиропоток между самым маленьким штатом Индии Гоа, население которого составляет примерно треть от населения Петербурга, и аэропортом Пулково сократился на 86,6%: с 9450 до 1245 человек.
На этом фоне можно считать незначительным сокращение туристического потока между Петербургом и Таиландом, потери составили всего 7,5%: переместилось 46 568 человек вместо 50 389 в прошлом году.
Не радует и без того незначительный пассажиропоток между Петербургом и Пекином, который уменьшился более чем наполовину: с 7613 до 3635 пассажиров. Также за этот год стало на один азиатский маршрут меньше: прекратились полеты между Петербургом и корейским Сеулом, в прошлом году им воспользовалось 3306 человек.
В целом по России воздушное сообщение со странами за пределами СНГ сократилось на 22%.
Вместе с тем на общероссийской статистике видно, что пассажиропоток со странами СНГ увеличился на 5,8%. Отражение этого видно и на статистике полетов из Петербурга. По данным из Пулково, значительную отрицательную динамику в том регионе показывает лишь Кыргызстан, пассажиропоток с которым упал на 38%: с 5526 до 3422 пассажиров. На маршрутах в СНГ отрицательная динамика также у пассажиропотока в Туркменистан, который сократился на 4,2%: с 3132 до 2999 человек.
Наилучшие темпы роста в 72,2% наблюдаются на маршрутах между Петербургом и Казахстаном. По сравнению с первым кварталом 2014 года в первые три месяца 2015 года количество пассажиров увеличилось с 20 691 до 35 644. Пассажиропоток с Узбекистаном увеличился на 6,7%: с 92 436 до 98 649 пассажиров. На 2,8% вырос пассажиропоток между Петербургом и Таджикистаном: с 37 738 человек до 38 808. На те же 2,8% увеличились объемы перевозок между Петербургом и Азербайджаном: с 15 370 до 15 801 пассажиров. Пассажиропоток между ереванским и петербургским аэропортами вырос на 17,6%: с 10 291 до 12 111 пассажиров.
На 46% увеличился пассажиропоток между Петербургом и Кишиневом. По сравнению с 7147 пассажирами, переместившимися между двумя городами в первые три месяца 2014 года, за этот же период 2015 года таких было уже 10 441.
Несмотря на геополитику, на 19,1% вырос пассажиропоток между Петербургом и Киевом: с 35 432 человек до 42 114. Значительно увеличился объем пассажиропотока между Петербургом и Минском – на 85,6%. В количественном соотношении: с 18 682 пассажиров до 34 683 за первые три месяца 2014 и 2015 годов соответственно.
Что касается Прибалтики, то здесь только отрицательная динамика. Сильнее всего уменьшился пассажиропоток между Петербургом и Вильнюсом. За первые три месяца 2014 года между двумя городами переместилось 254 человек. В 2015 году таких было лишь трое. На 34,1% уменьшился пассажиропоток между Петербургом и Таллином: с 4211 до 2772 человек. Почти не изменился объем пассажирских перевозок на маршруте в Ригу. Впрочем, динамика отрицательная: минус 2,3% за год. Вместо 15 951 в прошлом году – 15 578 в 2015-м.
В результате за три месяца пассажиропоток на международных маршрутах составил 963 640 человек. В «Пулково» надеются, что одной из мер стимулирования туризма может стать введение режима 72-часового безвизового пребывания на территории РФ для иностранных авиапассажиров.
«Скорейшее принятие этой меры в условиях сокращения пассажиропотока на международных воздушных линиях и непростой экономической ситуации российских авиаперевозчиков и аэропортов позволит увеличить пассажиропоток аэропорта Пулково на 1 млн человек ежегодно и станет серьезным стимулом экономического роста для Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России», – рассказал директор по взаимодействию с органами власти и связям с общественностью управляющей компании петербургского аэропорта ООО «Воздушные ворота Северной столицы» Ярослав Зубилов.
...Но дома лучше
Значительно больше пассажиров зафиксировано на внутрироссийских маршрутах – 1 505 597 человек. Однако в этой области наблюдается устойчивый рост в 14,2%. Рост в первую очередь показывают восточные маршруты: Красноярск (на 1,6%), Якутск (на 17,8%), Иркутск (на 24%).
Неисчерпаемым осталось направление между двумя столицами. Из Петербурга в Москву в начале 2015 года отправилось на 7,8% пассажиров больше, чем годом ранее. Их общее количество за три месяца достигло 759 573 человек, годом ранее за этот же период было 704 061 пассажир.
Стоит также отметить, что фактически прекратили свое существование рейсы в Томск, Магнитогорск, Чебоксары, Саранск, Петрозаводск. Также не досчитались значительного количества пассажиров на маршрутах в Ноябрьск (минус 86,7%), Ханты-Мансийск (минус 79,8%), Брянск (минус 78,7%), Нижнекамск (минус 68,4%).
Вместе начались рейсы из Петербурга в Новый Уренгой, Усинск, Владикавказ, Астрахань. Впрочем, за первые три месяца 2015 года ими успели воспользоваться менее 1 тысячи человек. Стоит также отметить рост региональных авиаперевозок. Помимо новых маршрутов в Липецк, Владимир и Котлас положительную динамику показали Псков (106%), Апатиты (260%), Череповец (143,3%), Вологда (103,5%).
Что касается российских курортов в Южном федеральном округе, то надежд на новый рекорд не оправдал только Сочи. В прошлом году между олимпийской столицей и Петербургом переместилось 60 213 человек. Ожидалось, что олимпийские объекты и горный курорт в Красной Поляне будут привлекать туристов и через много лет после завершения мирового первенства. Однако в этом году в город на Черном море отправилось лишь 50 382 пассажира, падение пассажиропотока составило 16,3%. По этому показателю Сочи проиграл даже Краснодару.
Часть туристов, даже в зимний сезон, к себе переманил присоединенный Крым. Авиабилетом на рейс между Симферополем и Петербургом воспользовался 49 971 пассажир.
Остальные южные аэропорты показывают уверенный рост. Сильнее других выделяется Ростов-на-Дону, воздушное сообщение с которым увеличилось на 87,9%: с 20 578 до 38 681 человека. Объем авиаперевозок между Петербургом и Минеральными Водами вырос на 41,2%: с 28 365 до 40 069 пассажиров. На маршруте в Краснодар количество пассажиров увеличилось на 12,9%: с 45 604 до 51 496 человек.