Кукольные театры Петербурга остаются центром притяжения внимания жителей и гостей города

Артисты кукольных театров Санкт-Петербурга хотят «окончательно сломать стереотип о том, что они — отшельники, сидящие за ширмой и играющие для самих себя», а также привить детям петербуржцев интерес к этому виду искусства, который сегодня переживает непростые времена.

Об этом сегодня на пресс-конференции, посвященной Международному дню театра кукол, рассказал директор «Большого театра кукол» Александр Калинин.

Для маленьких сложных людей

Во время школьных каникул с 27 марта по 1 апреля в Санкт-Петербурге на базе Большого театра кукол (БТК) пройдет первый в истории города фестиваль, посвященный спектаклям для детей и подростков по новой детской литературе – «Маленький сложный человек». В нем примут участие не только российские, но и зарубежные творческие коллективы. По словам Калинина, о фестивале во время школьных каникул мечтали давно: у детей будет больше свободного времени для знакомства с театральным искусством.

— Идея фестиваля вышла из лаборатории «БТК-ЛАБ», которую театр проводит уже второй год, — рассказала директор по развитию Большого театра кукол Наталья Сергеевская, — Это лаборатория для молодых режиссеров, где они под руководством профессионалов создают эскизы для спектаклей по книгам современных детских издательств. Затем эти спектакли могут войти в репертуар театра. Итог двух уже состоявшихся лабораторий — три полноценные режиссерские работы. Например, спектакль режиссера Ивана Пачина «Мой дедушка был вишней», который стал у нас хитом. Скоро пройдут премьеры еще двух спектаклей.

Новые спектакли примут участие в фестивале в апреле. Кроме российских коллективов из Петербурга, Москвы, Архангельска, Нягани на фестиваль приедут артисты из Литвы: их «Удивительное путешествие кролика Эдварда» поставлено с участием антикварных кукол.

— Архангельский молодежный театр привезет спектакль «Папа встретит меня в L.A», поставленный по мотивам книги «На Синей комете» Розмари — рассказала Сергеевская, — Артисты везут в Петербург целую фуру декораций. Для зрителей создадут бункер, в котором будет 30 кроватей для них же. Пока гости будут в кроватях, на их глазах, над ними и рядом с ними будет происходить сказочное действие с участием страшилок и других эффектов. Мы очень рады, что участие примут и частные кукольные театры, например - театр «Karlsson Haus», и что будут представлены работы самых молодых художников: к примеру, будет спектакль по пьесе «Я есть», которую написали школьники из города Нягань (Ханты-Мансийский АО — Югра), а поставили профессионалы няганского ТЮЗа - Сергей Чехов и Даниил Чащин.

Однако фестиваль не только кукольный и не только профессиональный: зрителей ждут мастер-классы, разговоры о книгах, о литературе, о театре, а также «батл эскизов». На нем любой сможет создать свой эскиз и побороться за возможность поставить его в Большом кукольном театре.

— Любой директор или художественный руководитель театра сможет выбрать себе эскиз на фестивале, — добавила Сергеевская, — Это будет конкурсный фестиваль: мы подобрали жюри из почетных критиков, а по итогу победителям и участникам будут вручены награды, сертификаты, чтобы они смогли увезти их с собой в регионы и использовать при устройстве на работу в будущем. Порой артистам и режиссерам кукольных театров нечего показывать своим художественным руководителям на начальном этапе работы, мы решили это изменить. Мы хотим говорить с детьми и подростками о книгах, об искусстве, и мы готовы к этому. 

Кроме фестиваля детского кукольного театра в Петербурге в ноябре 2019 года пройдет и «БТК — Фест: Театр актуальных кукол». На нем будет программа для взрослых любителей этого искусства: состоятся премьеры спектаклей по сложным литературным произведениям и даже по картинам легендарных художников вроде Иеронима Босха.

Проблемы кукольного искусства и курс на потепление

Относительный спад интереса детей к театру кукол в России спикеры связывают с общим падением культуры в 90-х, а также с «цифровизацией»: даже дома дети играют в куклы всё реже, заменяя их смартфонами. Изменить эту тенденцию можно, общаясь с детьми и родителями там, где они привыкли проводить время — например, в социальных сетях, где сегодня активно рекламируются театры. Аудитории нужно предлагать новые форматы, новую литературу, а на все это нужны деньги.

По словам Александра Калинина, интерес петербуржцев к кукольным театрам за последний год возрос. Это связано значительным образом с финансовой поддержкой, которая была оказана отрасли в 2018 году: комитет по культуре Санкт-Петербурга дополнительно выделил государственным и частным театрам деньги на поддержку. БТК получил порядка 8 млн. рублей.

— Если вы думаете, что театр в каком-то смысле — это девушка, то я соглашусь с вами: театру нужны деньги, нужно внимание, в том числе внимание СМИ, которым мы обделены, — прокомментировал Александр Калинин, — На нас обратили внимание материально: в 2018 году пошла помощь из федерального бюджета и бюджета Санкт-Петербурга. Мы получили 8 млн рублей дополнительно к тому, что получаем от города регулярно. Самое главное, что мы получили — это возможность планировать на будущее, чего раньше мы позволить себе не могли. Расширились и наши технические возможности. Это касается оборудования, декораций, спектаклей, которые мы сможем перевозить по разным площадкам. В 2018 году у нас появилось семь новых постановок, премьеры которых также прошли.

В 2019 году на поддержку всех театров в Санкт-Петербурге предусмотрено 67 млн рублей, часть из них также будет направлена на кукольные, рассказала начальник отдела исполнительских искусств и развития сферы культуры комитета по культуре Санкт-Петербурга Татьяна Орлова. Поддержка не обойдет стороной и частные кукольные театры, артисты которых сообщили о большом интересе со стороны публики к современным постановкам по новейшей мировой литературе. Но есть и проблемы.

— Мы не государственный театр, у нас нет специального пространства, куда мы могли бы приглашать людей, — рассказала режиссер и художник частного театра «Кукольный формат» Анна Викторова, — Мы находимся в жилом помещении, и это сильно ограничивает нас. Мы также сильно зависим от нашей внешней жизни, рассчитываем только на себя. Мы, конечно, благодарны за поддержку, но планы на будущее все-таки строим с трудом. Нам хочется больше  заниматься деятельностью, которая, может быть, не приносит денег, но является вкладом в искусство. Это касается и новых постановок. Благо, нам удается это делать, и мы не можем пожаловаться на слабый интерес со стороны публики. 

В целом Анна Викторова отмечает хорошее состояние кукольных театров в Санкт-Петербурге. Залы «Кукольного формата» всегда полны, а в 2019 году театр поедет на гастроли в Бишкек и в Ташкент со спектаклем «Маленький цветочек» и с выставкой кукол.

По мнению директора театра кукол «Karlsson Haus» Анны Пивинской, одна из важных проблем в отрасли — это отсутствие дополнительного образования для артистов театра кукол. В этом плане лабораторию «БТК-ЛАБ» спикер оценила очень высоко.

— Планов на 2019 год у нас год много, — добавила Пивинская, — Сейчас готовим премьеры, а также встречу режиссера из Минска, который 18-19 апреля впервые поставит в России свой спектакль для взрослого зрителя на тему картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Известно, что у картины больше 20 трактовок, так что, думаю, взрослому искушенному зрителю спектакль будет очень интересен. В ноябре мы также будем принимать итальянского художника  Фабрицио Монтеки, который специализируется на театре теней вот уже 20 лет. Он играет не только с тенями, но и с цветом, объемами и формами. В России такого я еще не встречала.

Борьба за зрителя в Петербурге идет постоянно, рассказывают эксперты. Театры кукол пока не могут конкурировать с Мариинским театром, с Большим драматическим театром, куда ходят в основном взрослые. Хотя репертуар кукольников расширяется и прирастает спектаклями для взрослых, основной целевой аудиторией все же остаются дети. Их интерес и стараются привлечь в кукольные театры.

— Интерес ко всему театральному искусству начинается именно с детей, — рассказал Александр Калинин, — Если не привить этого интереса с детства, то во взрослой жизни он может не появиться. Нам удается работать с целевой аудиторией таким образом, что интерес в последнее время растет. Когда-то в театре были пустые залы, ничего было невозможно сделать, чтобы привлечь зрителей. Тогда были 90-е годы. Сейчас я с удовольствием наблюдаю за собственным зрительным залом и за другими залами. Чувствую носом проснувшийся интерес.

По словам Татьяны Орловой, к обязательной государственной поддержке сегодня «подключены» более 25 петербургских театров. Предусмотрены также конкурсные субсидии для отдельных театров. Деньги идут на создание новых постановок и техническое оснащение детских театров.

Фото пресс-службы Большого театра кукол/Станислав Левшин

Другие новости по теме «События»

Апрель 20, 2019 - 10:14

В Суоми будут отмечать Пасху: покажут театрализованный крестный путь и зажгут праздничные костры. Любителей техники ждут на автомобильной выставке, а с детьми можно отправиться в луна-парк или прокатиться на ретропаровозе.

 

Апрель 20, 2019 - 09:21

Туроператор Coral Travel взорвал настоящую «бомбу» на туристическом рынке, открыв рынку новые имена звезд федерального масштаба среди своих розничных партнеров. О перевоплощениях турагентов с Coral Travel расскажет «Вестник АТОР».

 

Апрель 20, 2019 - 09:19

Об этом сообщила глава Ростуризма Зарина Догузова, которая на состоявшемся 19 апреля общем собрании членов объединения «Турпомощь», избрана главой наблюдательного совета этой организации. Г-жа Догузова выступила с рядом предложений по повышению эффективности отрасли и рассказала о новой роли Ростуризма.

 

Апрель 19, 2019 - 18:20

Компания Jensen Group успешно завершает реновацию старейшего торгового дома Петербурга – Пассажа на Невском.