В начале декабря в турфирмах региона отмечен очередной всплеск телефонных звонков, поступающих якобы из местных подразделений Роспотребнадзора. Сотрудников агентств информировали о предстоящей в ближайшее время ведомственной проверке и предлагали привести в порядок договоры с клиентами и уголок потребителя. В ходе журналистского расследования STI выяснилось, что данная тема не нова и ранее уже использовалась мошенниками.
Турбизнес, в силу специфики деятельности, уже привык к пристальному вниманию надзорных органов, поэтому с ходу вычислить «самозванцев» не так просто. Как сообщила STI Светлана Мухамедова, заместитель директора компании «1001 тур Новосибирск», так называемые «представители Отдела по защите прав потребителей» позвонили в офис 5 декабря, попали на офис-менеджера, которому сообщили о необходимости обязательно перезвонить до 15 часов некой Кристине Петровне по указанному телефону. При этом руководитель агентства должна была представиться именно как «1001 тур». «Я перезвонила - сказали, что в понедельник у нас будет проверка, - рассказывает собеседница STI, - будут проверять, из чего складывается стоимость тура, смотреть образцы договоров и уголок потребителя, в котором должны быть такие-то брошюра с законами. За отсутствие каждой брошюры штраф 3000 рублей».
Первые сомнения у руководителя агентства появились, когда «проверяющие» озвучили перечень законов, которые «должны быть в уголке потребителя». Окончательно в своих сомнениях она утвердилась, поняв, что собеседник не знает названия юридического лица «проверяемой» компании. «Это и смутило, - говорит Светлана Мухамедова. - Они назвали торговую марку «1000 и 1 тур» и два адреса: в Академгородке и нашего центрального офиса. А если из госучреждения звонят, то, конечно, они ориентируются по юрлицам, ИНН, ОГРН, но никак не по торговым маркам, потому что «1000 и 1 тур» - это франчайзинговая сеть: там одно юрлицо, у нас другое».
Как рассказала STI Светлана Фоменко, исполнительный директор Новосибирской ассоциации туристских организаций (НАТО), с аналогичной ситуацией новосибирские турфирмы сталкивались и в прошлом году. Тогда в ответ на запрос НАТО Елена Михайлова, начальник Отдела по защите прав потребителей департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска, сообщила, что «проводить надзорные мероприятия может только Роспотребнадзор, Прокуратура и другие федеральные органы. При проведении проверки должно предоставляться предписание о проведении проверки, где указаны ФИО сотрудников». Согласно инструкции ведомства, представители турфирм «вправе попросить сотрудников предъявить удостоверения, а также позвонить в орган для уточнения – действительно работают ли такие сотрудники». «Никакие Центры не вправе приходить по своему разумению и проводить проверки, требовать предоставления какой-либо документации», - сообщалось в официальном письме мэрии. - Если проверяющие не из надзорных органов, то предлагаем не предоставлять никакой документации, ничего не приобретать. При необходимости вызывайте органы полиции».
Аналогичная активность мошенников отмечена и в других российских регионах. Так в феврале 2018 года о подобных технология «работы» с турфирмами и мерах по их пресечению таких действий представителей турбизнеса информировало Управление Роспотребнадзора по Челябинской области.
Вместе с тем проверок Роспотребнадзора никто не отменял и турфирмам нужно быть готовым к ним. На совещаниях, организованных при участии НАТО, специалисты Роспотребнадзора по Новосибирской области неоднократно обозначали свои требования в отношении информирования туристов и, в частности – оформления Уголков потребителя. Светлана Фоменко, по просьбе STI сформулировала основные из них: «При проверках специалисты Роспотребнадзора, в первую очередь руководствуются Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта», пунктами 7-10, где указано, какая информация об оказываемых услугах по реализации туристского продукта должна быть представлена потребителю. Информация может быть представлена в любом доступном для потребителя виде – не только в виде привычного стенда на стене, но и на различных стойках, папках с файлами на столах или стендах (подписать - «Информация для потребителя») - важно, чтобы клиент имел свободный доступ к материалам». Более подробной информацией эксперты НАТО готовы поделиться со всеми участниками рынка.
Собеседники STI отмечают, что вариант с Уголками потребителя – далеко не первая попытка «развести» турбизнес. Мотивом, побуждающим руководителей турфирм расстаться с деньгами, может быть не только угроза штрафов, но и перспектива получения доходов, о чём также ранее сообщал «Сибирский туристический портал». Впрочем, привлекательность туристского рынка для разного рода мошенников достаточно велика, а, значит, и поиск новых форм обмана его участников будут продолжаться. Будьте бдительны!
Фото: STI