Ожесточенная дискуссия по теме курортного сбора (вводить или не вводить) буквально разделила активную часть страны на два лагеря - чировники и все те, кто сидит на освоении бюджетов, конечно же, "за", представители курортного бизнеса и сами граждане категорично "против".
Но сама идея курортного сбора - а это стремление властей найти деньги для того, чтобы мэрии курортных городов могли хотя бы как-то вывозить мусор, заниматься благоустройством и решением вопросов медицины и безопасности, - всего лишь попытка борьбы со следствиями.
Причина проблемы гораздо глубже! Суть в сильнейшем перекосе в бюджетных отношениях между муниципалитетами и региональной властью.
Простыми словами - у городов тупо забрали все деньги, оставив им кучу обязанностей. Мэры теперь сидят в приемных у губернаторов и выпрашивают дотации/субвенции - иначе же кризис и губернатора просто снимут... А красивого, я бы сказал элегантного решения в нашем правовом поле нет. Увы.
И это касается не только курортного сбора. Многим знакома такая ситуация: маятниковые мигранты из пригородов, работающие в региональном центре, платят налоги в его бюджет, а социальные услуги получают по месту жительства. Мэры пригородов в итоге крутятся как карась на сковородке - чтобы не допустить всяких забастовок да в грязи не утонуть (а все равно тонем).
Вот что говорят известные экономисты по сути проблемы:
- В высоко развитых странах главные источники доходов и процветания крупнейших городов – налог на доходы жителей и на имущество, расположенное на их территории. В России с 2012 по 2016 гг. доля налога на доходы физических лиц (НДФЛ), зачисляемого в бюджеты городов, сократилась с 30% до 15%. Налог на имущество организаций полностью зачисляется в региональный бюджет. Объем поступлений налога на имущество физических лиц, который зачисляется в бюджет муниципалитетов, невелик.
Для сравнения: поступления транспортного налога с физических лиц больше по объему, чем налога на имущество населения, при этом транспортный налог зачисляется в региональный бюджет. В результате муниципалитеты городов стали высокодотационными и зависят от дотаций из регионального бюджета.
Фактически это зависимость «в квадрате»: очень высокая доля трансфертов (58% от всех доходов городов в 2016 г. в среднем по России) дополняется минимальным участием городских властей в принятии решений о расходах.
Более 60% всех дотаций составляют целевые субвенции: муниципалитет просто перечисляет деньги получателям.
Еще четверть – субсидии, которые выделяются региональными властями на ими же выбранные цели, а муниципалитет обязан софинансировать.
Доля дотаций, которыми можно распоряжаться самостоятельно, минимальна. Власти курортных городов почти безвластны в финансовых ресурсах, развитие города зависит в основном от политики региональных властей.
Вывод:
Проблемы курортов не могут быть решены путем ввода курортного сбора либо иных налоговых/неналоговых платежей, взымаемых непосредственно с граждан.
Правильный путь один - это изменения межбюджетных отношений в масштабах всей страны путем предоставления городам возможности оставлять у себя значитпльно бОльшую, чем сейчас, часть собранных налогов плюс введение дотаций со стороны федерального бюджета в адрес курортов за исполнение ими общероссийской задачи по оздоровлению населения и сбережения здоровья нации.
Все иные пути и предложения можно сразу расценивать как попытку вредительства на государственном уровне и причинения серьезного ущерба всей стране, включая и то, что подобные шаги будут работать на дестабилизацию социально-политической обстановки и значительное ухудшение ситуации в жизни десятков миллионов граждан России!
Фото zm-sochi.livejournal.com