Ладога: Восточный берег - патриотические маршруты туризма

Информационно — туристический центр Ленинградской области провел тур для турагентов и журналистов, показав как старые, так и новые объекты, связанные с героическом историей борьбы Ленинграда за свое существование в годы Великой Отечественной  войны.

И, что самое приятное и, наверное, главное — это уже молодое поколение продвигает патриотические маршруты туризма.

Что мы увидели нового.

Вот первых, это Дом Ладоги в посёлке им. Морозова. Это выставочное пространство в деревне Кошкино, посвященное Ладожскому озеру, самому большому озеру в Европе.

Чудный песчаный пляж, в обустройстве которого участвовала администрация и небольшой дом, где в конце мая откроется экспозиция.

Легендарный путь из Варяг в Греки, древние викинги, карельский народ, рождение Санкт-Петербурга – это небольшая часть того, о чем вам поведают. Флора, фауна, невероятно милая Ладожская кольчатая нерпа – тем для рассказа о Ладоге невероятное множество.

Вот так выглядит Ладога глазами организаторов 

Это будет путешествие во времени и пространстве, дополняемое интерактивных элементами

Что хорошо — рядом расположен Центр «Молодёжный». Это два корпуса на 60 человек и один на 26 со всеми удобствами и столовой. То есть, сюда можно привозить группы и с ночёвкой, и просто на обед.

Еще одной точкой путешествия стал музей Дороги Победы на железнодорожной станции Петрокрепость. Удивительно правдивый рассказ о событиях 1943 года, когда была порвана блокада Ленинграда

Такая железнодорожная ветка, как «Дорога Победы», также названная народом «Коридором смерти», никогда не находилась на картах СССР, её запрещали фотографировать и снимать, о работе «дороги победы» не упоминали в сводках Совинформбюро, не рассказывали о ней фронтовые корреспонденты. Немногие знают о ней и сейчас.

Строительство было доверено УВВР-2, которым командовал руководитель Ленметростроя И. Г. Зубков, для выполнения задачи было запланировано 20 суток. Будущая дорога должна была пролегать через лесные массивы и болота, а самой сложной задачей стало строительство низководного моста через Неву длиной 1300 метров.

5 февраля 1943 года железнодорожная дорога Шлиссельбург — Поляны, проложенная раньше запланированного срока — всего за 17 суток, была отведена в эксплуатацию. Её протяженность составляла 33 километра, где пролегали 3 моста (через Неву, Чёрную, и Назию ), 3 разъезда, и установки для электро- и водоснабжения.

Вот что осталось от этих свай

Совершенно чудным образом в ленинградском порту нашли целый состав с деревянными сваями, который пережил тяжёлую блокадную зиму 1941/42 годов. Именно они были использованы для создания опор мостов и разъездов.

Первый после прорыва блокады грузовой поезд прибыл в Ленинград 7 февраля 1943 года. Он привёз продукты и сливочное масло, которое город не видел все это блокадном время.

В этот же день от Финляндского вокзала на Большую Землю отправился грузовой поезд, загруженный отливками орудийных стволов. Так блокадный город благодарил страну за поддержку в тяжелые дни — Ленинград всегда  работал на Победу.

Поезд вел за собой паровоз ЭМ 721-83. На сегодняшний день этот локомотив хранится на вечной стоянке у станции Петрокрепость и является экспонатом в Мемориальном комплексе «Дорога Победы». Станция получила название Петрокрепость  в 1952 году, поэтому во всех исторических повествованиях вы встретите только наименование Шлиссельбург, как ветку Ириновской дороги, построенной для Шлиссельбургского порохового завода.

Вы многое можете посмотреть на стенах музея, но лучше заказать заранее экскурсию — единственный сотрудник Музея, его директор Демидова Татьяна Юрьевна с огромной любовью и болью расскажет о людях, которые в нечеловеческих условиях строили железные дороги и обеспечивали их работу.

В прошлые посещения музея я не смогла узнать, сохранились  ли остатки, просек, по которым проходила дорога Победы. Татьяна Юрьевна сказала, что сейчас телеканал Культура снял фильм об этом эпизод войны, и она сама смогла пройти/проехать/пролететь по трассе. Ждем выхода фильма, думаю, будет интересно.

Очень интересную точку обзора показала нам наш гид. Если перейти шоссе около диарамы «Прорыв блокады Ленинграда», то чётко будет видно направление строительства моста — он шёл не поперёк реки, а со значительным отклонение для сокращения длины трассы.

С огромным интересом ждала переезда в Дусьево, где группа энтузиастов во главе с Александром Ерошкиным воссоздает хирургический полевой № 817.

С 1941 по 1944 гг. в районе Дусьево располагались более двадцати полевых госпитале.

В этих госпиталях оказывалась первая медицинская помощь солдатам Волховского фронта и тысячам жителей блокадного Ленинграда, эвакуируемым по «Дороге Жизни». В Хирургическом полевом подвижном госпитале №817, в полевых условиях, обеспечивалась квалифицированная хирургическая помощь и лечение.

Впервые я там была в 2023 году, когда работы были ещё не закончены. Сейчас они тоже в процессе, поскольку организаторы, как обычно, столкнулись с различными административными барьерами, хотя материальную помощь им предоставляет Правительство Ленинградской области в виде грантов.

За четыре года войны военные медики вернули в строй более 17 миллионов раненых и больных. Чтобы представить себе масштаб этого подвига, достаточно сказать, что средняя численность РККА в 1941-1945 годах составляла порядка 5 млн человек, и значит, стараниями военной медицины в войска вернулось три Красных Армии. В ходе Великой Отечественной войны орденами и медалями были награждены свыше 115 тысяч сотрудников системы военно-медицинской помощи РККА.

Что мы увидели. Уложен мост, дающий возможность более менее безопасно попасть на территорию.

На Карельском фронте, в ночь с 11 на 12 февраля 1942 года, фашистский отряд лыжников напал на спящий Советский госпиталь № 2212. Несмотря на флаг медицинского учреждения— белый с красным крестом, враги подожгли автомашины, складские помещения. Блиндажи с ранеными закидали гранатами. Расстреливали всех, кто пытался спастись. В связи с данным событием, было приказано полевым госпиталям обеспечить противодиверсионную оборону. В ее состав входили: артиллерийские орудия, пулеметные и минометные расчеты.

Сейчас эти оборонительные укрепления уже восстановлены.  Создана большая площадь для массовых мероприятий.

Подготовлена столовая для посетителей, где предполагается установить современное кухонное оборудование. Создана «костровая поляна», где можно посидеть и под гитару попеть дорогие сердцу песни.

Из вод Ладожского озера извлечена легендарная полуторка, которая в умелых руках создателей проекта может когда то и начать двигаться. И даже построена конюшня, где предполагают давать лошадей на прокат для катания. Подготовлены туалеты, которые обещают оснастить современными удобствами.

Как вы заметили, это все — коммерциализация проекта. Наверное, это нужно — люди вкладывают в проект собственные деньги. Не все, кто начинал работы, сумел остаться — деньги решают многое.

Но хотелось бы видеть и госпиталь, хотя то, что сделано — деревянные постройки палат, приёмного отделения, операционных — имитация: госпиталь размещался в палатках. Сейчас как раз найдены места, где они стояли. Очень рассчитываю, что готовый проект будет  запущен к концу лета. Туроператоры очень заинтересованы в проекте.

Дальше мы увидели ещё один интересный проект — Военно-патриотический центр «Дорога жизни».

Он расположен на берегу озера в том месте, где когда то были причалы для судов, обслуживавших движение из Ленинграда. Этим занимается почти та же команда во главе с Сергеем Марковым, который показывал нам госпиталь в Дусьево.

Здесь уже много построено капитально. Гостиница «Порт Кобона» на 20 номеров со всеми удобствами и ресторан с панорамной верандой  готовы принимать гостей и организованных туристов. Здесь мы и отобедали. Хочу отметить, что повар отличный, тарелки оставались чистыми.

В процессе постройки монолитное здание военно патриотического центра, в котором уже размещено очень много предметов, поднятых со дна Ладоги. По мнению Сергея Маркова сейчас обследовано не более четверти дна озера и впереди ещё много находок.

По фллагу видно, что основные участники проекта — отставные офицеры ВМФ

Сейчас уже можно представить, как выглядел пятитонный грузовик, автобус ЗИС-16, и автобус, перевозивший людей из осажденного города по льду.

Это пока контуры, но энтузиастов в России много. Именно на них держатся все работы по восстановлению этих раритетов. Один город пришлёт мотор, другой сиденье, третий еще что то. Вот таки создаются, музеи, с миру по нитке.

Недалеко стоит передняя часть паровоза, памятник подвигу железнодорожников, работавших на Дороге Жизни. Когда-то он был ведомственным памятником РЖД во Пскове. Со временем начал разрушаться и по согласованию с руководством Октябрьской железной дороги был перевезен в Кобону.

Мне давно хотелось увидеть «денежный кабель», по которому осуществлялась подача электроэнергии в Ленинград. Денежный, поскольку  в его изготовление влении в качестве изоляции использовались листы купюр, оставшиеся на время блокады на фабрике Госзнак. Сейчас основная масса до сих пор лежит под асфальтом Невского проспекта — так качаем таенно он был выполнен. Но фрагменты его мы м

Удивило, что в Государственном музее  «Кобона: Дорога жизни» практически ничего не изменилось со времени прошлого посещения. Даже табличка с именами тех, кто установил там памятник неизвестному водителю, все такая же неаккуратная.

И последней точкой путешествия стал храм святителя Николая в Кобоне. Именно сюда чуть живых привозили ленинградцев после Дороги жизни.

Дети рисуют войну.

Эвакуированным оказывали медицинскую помощь, обеспечивали горячей пищей, кипятком в объеме пол-литра и сухим пайком на три дня, чтобы можно было пер жить дальнейшую транспортировки на Восток. Изголодавшиеся люди, получая паек, сразу же его съедали, а их организм был не в силах переварить такое количество твердой пищи. Врачи пытались не давать сразу есть много —  так старались сберечь чуть теплившиеся жизни в истощенных телах.

В соборе, справа от входа, стоит книжный стеллаж. На нем разместили Книги памяти — «Они пережили блокаду» в 14-ти томах и «Блокада» в 35 томах со списками тех, кто не смог ее пережить. Я поискала родные фамилии. К счастью, не нашла в списках тех, кто умер.

В 1944 году в Кобону вернулась мирная жизнь. В 1998 году в храме Николая Чудотворца начались реставрационные работы. Средства на восстановление церкви жертвовали петербуржцы и жители Ленинградской области. 8 сентября 2003 года, в годовщину начала блокады Ленинграда, он был вновь освящен

На колокольне установлен необычный крест, инкрустированный гранеными стеклышками, которые, преломляясь при свете, сияют, словно драгоценные камни. Такой необычный маяк для ладожских рыбаков.

Маршрут «Восточный берег», по которому мы проехали, чрезвычайно интересен именно с патриотической стороны вопроса. Мне кажется имеет смысл объединить в двух — трехдневный автобусный маршрут с историческими локация на западном берегу. Места размещения уже есть, энтузиастов много. Кроме того, интересен был бы и водный маршрут, повторяющий Дорогу жизни. Дело за небольшим — построить причал в Кобоне, куда смогут швартоваться туристические теплоход, хотя бы прогулочные.

Татьяна Бушманова

Фото Татьяна Бушманова
Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Экскурсии»

Май 7, 2025 - 06:03

Туристический маршрут «Героические рубежи Ленинграда», разработанный комитетом по культуре и туризму Ленинградской области совместно с туроператором «Невские сезоны», вошёл в национальный сборник туристических маршрутов «Путь героя», предназначенный для российских и иностранных путешественников.

 

Май 7, 2025 - 05:35

Под Петербургом много мест, куда можно сбежать от повседневности и толп туристов. Самые любопытные экомаршруты Ленобласти — в подборке "Делового Петербурга".

 

Апрель 25, 2025 - 05:00

Ежегодно в последнюю среду апреля отмечается Международный день собак-поводырей. 

 

Апрель 13, 2025 - 14:25

Об этом сообщил губернатор региона Александр Дрозденко, выступая сегодня с готовым отчетом.