Финляндия планирует дальнейший рост турпотока из России. Достижению этой цели будут способствовать возросшие рекламные расходы на российском рынке, организация новых чартеров, открытие визовых центров в регионах и другие маркетинговые шаги.
Такой вывод можно сделать по окончании профессионального воркшопа, который 23-24 апреля Центр по туризму Финляндии Visit Finland провел на лапландском горнолыжном курорте Юлляс. Пятый по счету воркшоп собрал более 180 участников из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга и Мурманска, а также из Украины, Беларуси и Казахстана. Финскую сторону представляли руководители и менеджеры более 50 гостиниц, курортов, городов, железной дороги, аквапарков и музеев. Напомним, деловые встречи российских и финских операторов и агентств проводятся с 1994 года. Как рассказал региональный директор Visit Finland по странам СНГ Арто Асикайнен, сначала они проводились в России, а затем были перенесены в Финляндию. Местом встречи каждый раз становится новый курорт или город, с которым финнам хотелось бы познакомить россиян. На этот раз был выбран Юлляс в Лапландии, расположенный всего в 150 км от Полярного круга и примерно в 60 км от уже хорошо известного нашим туристам горнолыжного курорта Леви.
Visit Finland считает 2012 год исключительно удачным для российского рынка: 1,5 млн. гостиничных ночевок, на 17% больше, чем в 2011 году. И это – лишь часть потока, так как статистика не учитывает ночевки наших туристов в коттеджах и апартаментах. По словам Арто Асикайнена, российский турпоток вышел на первое место, обогнав Швецию, Великобританию и Германию вместе взятые. И на российском рынке Финляндия сейчас занимает лидирующие позиции: в прошлом году границу с этой страной россияне пересекли более 5 млн. раз. Ни Турция, ни Китай пока не могут похвастаться такими цифрами. Правда, как заметил региональный директор Visit Finland, в январе 2013 года темпы роста слегка замедлились. «Скорее всего, дело в сокращении зимних каникул», – полагает он. Для стимуляции российского потока Visit Finland планирует открыть в ближайшие годы несколько региональных визовых центров.
Свой первый визовой центр Финляндия открыла в Москве в 2010 году. Еще три затем появились в Санкт-Петербурге, Казани и Мурманске. В Петрозаводске документы на финскую визу, по-прежнему, принимает местное отделение консульства, хотя поток оттуда стабильно растет. По статистике, почти две трети выданных виз приходится на Санкт-Петербург. Еще одно перспективное направление, которое финны готовы развивать на российском рынке в 2013 году, – оздоровительный и спа-туризм. По словам Арто Асикайнена, оно уже довольно хорошо известно россиянам, однако продукт требует «доводки». В середине мая Visit Finland проведет совещание с отелями и курортами страны, чтобы определить пути совершенствования продукта, затем будут организованы ознакомительные туры для российских операторов. К началу сезона значительно усилится реклама оздоровительного отдыха в Финляндии.
В правительстве довольны результатами работы Visit Finland и согласились дать организации дополнительный €1 млн. на продвижение в России. Кроме того, несмотря на то, что Финляндия воспринимается россиянами преимущественно как страна зимнего отдыха, Visit Finland удалось добиться серьезного роста турпотока в летний период, и теперь потоки распределяются почти поровну: на зиму приходится 58%, на лето – 42%. Наибольшей популярностью у россиян пользуются районы Иматра и Озерный край, на которые приходится 45% всех туристов из России, на втором месте – столичный регион и Хельсинки (26%), на третьем – Лапландия (14%). В прошлом году поток российских туристов в Лапландию вырос на 37%, число ночевок приблизилось к миллиону (995 тыс.). Все это делает Россию страной №1 на рынке Лапландии.
В будущем можно ждать дальнейшего роста потока: офис по туризму Лапландии в ближайшие год-два запускает в России и странах Европы мощную маркетинговую программу Lapland – the North of Finland стоимостью почти €3 млн. Видя стабильность российского потока, на этот рынок, как показал воркшоп в Юлляс, стремятся выйти новые лапландские игроки. Например, компания Santa Safari, которая уже работает со многими международными операторами. Более плотно хотел бы работать с россиянами и такой известный курорт, как Сьоте. По словам координатора по продажам Мины Тиетавяйнен, цены на отдых там гораздо ниже, чем, например, в Леви, а возможности – на таком же высоком уровне. Регион Оулу строит более серьезные планы, рассчитывая на солидную долю россиян.
Как рассказал RATA-news отвечающий за маркетинг Оулу в России Григорий Харитидис, регион намерен активизировать рекламу на нашем рынке, позиционируясь как «ворота в Арктику». «Оулу, расположенный на западном морском побережье, – третий по величине город Финляндии. У нас второй по величине после Хельсинки международный аэропорт, отсюда близко до большинства горнолыжных и других курортов. Мы планируем открыть прямое авиасообщение с Москвой, что должно серьезно стимулировать поток россиян», – пояснил он. Интересно, что и сейчас в Оулу добраться не так трудно: сюда прилетает много прямых рейсов из Хельсинки и Стокгольма. Россиянам они удобны, так как стыковки обычно короткие. Можно добраться до Оулу, отправившись из Санкт-Петербурга на поезде «Аллегро», а уже в Финляндии пересесть на местный поезд. Тем не менее, все понимают, что прямой перелет – больше половины успеха. Поэтому, например, в Леви, самый раскрученный на сегодня лапландский горнолыжный курорт, решено в 2014 году организовать чартерную программу не только на новогодние праздники, но и на всю зиму – с января до конца марта. Об этой инициативе мы подробнее расскажем в следующей публикации.