Спектакль «Чайка» Городского театра Лаппеенранты обращается к вечным темам человечности через своих человечных и далеко несовершенных героев.
«Чайку» Антона Чехова можно назвать бессмертным портретом многообразия человеческой натуры. Темы этой классической пьесы остаются поразительно актуальными также и сегодня: столкновение старого и нового мышления и неизбежный конфликт между ними, надежды на лучшее будущее, безответная любовь и отрицание повзрослевшим молодым поколением идеалов своих родителей.
Как рассказывает режиссёр-постановщик «Чайки» Марьо-Рийкка Мякеля, пьеса поднимает также такие вопросы, как назначение искусства, кому решать, какими людьми и художниками мы становимся.
– Обладаем ли мы собственной волей или же наш выбор – это обращенное на нас отражение других людей? Являемся ли мы отдельными личностями или же в нас живет одна общая на всех мировая душа? С долей юмора можно также поразмыслить, как много из персонажей или из людей нашего окружения в конечном счете взрослеют настолько, что берут на себя ответственность за свои выборы, решения и поступки.
Темы пьесы, кажущиеся такими вечными, преподносятся через ее персонажей.
– Особенно из-за своего трудного детства Чехов боролся теплотой и человечностью против грубости и ханжества. Из своей жизни и переживаний он черпал материал для персонажей пьесы. Ни один из героев не является однозначно плохим или хорошим человеком, но все они человечны и далеко несовершенны. В персонажах пьесы зрители могут узнавать себя, и именно поэтому каждый, наверняка, воспринимает «Чайку» именно так, как это приемлемо себе.
Мякеля работает в Голливуде постановщиком, тренером актерского мастерства и преподавателем и специализируется на технике актерского мастерства, носящей имя Михаила Чехова, племянника Антона. Она поясняет, что «Чайка» требует от актеров ясности хода мыслей, эмоциональной глубины направленности, трагикомического веселья и чувства ритма.
– У Чехова текст написан так, что главного героя нет. Безусловно, при желании постановщик может выделить один из персонажей для трактовки точки зрения. Однако спектакль оживает только тогда, когда все его герои живут, чувствуют и глубоко переживают. В «Чайке» важно, как раз то, о чём не говорят вслух. Задача актёров – сделать это негласное видимым физически и ощутимым в энергии. Герои пьесы необязательно сталкиваются и не хотят смотреть правде в глаза. Тем не менее, актёрам необходимо смело встречать друг друга, ситуации и зрителей.
– При постановке классики сравнений избежать также невозможно. Однако об этом следует забыть, оставаясь здесь и сейчас, с этой «Чайкой» и в совместном путешествии в пьесу с этими людьми, актёрами, ролями и зрителями.
Марьо-Рийкка Мякеля родом из Лаппеенранты, где она прожила до 17-летнего возраста. С 2000 года она живет за рубежом, и для неё возвращение в родной город, состоявшееся благодаря «Чайке», – эмоциональное событие.
Спектакль «Чайка» в Городском театре Лаппеенранты:
Суббота 5 мая,12 мая,18 мая в 19:00, 19 мая в 13:00.
Спектакль сопровождаются субтитрами на русском языке.
Фото Туристско-информационный центр Лаппеенранты