Юридический представитель Microsoft в Украине компания «Лексфор» подала в суд на днепропетровское турагентство «Меридиан», обвинив его в пользовании нелицензионных программ и требует компенсацию в размере 90,72 тысячи гривен (почти 335 тысяч рублей).
В «Меридиане» обвинение опровергают, заявляя, что все оборудование и программное обеспечение турфирмы имеет лицензии, а истинная причина судебного разбирательства – навет неудовлетворенного туриста. Теперь во всех обстоятельствах этого дела будет разбираться суд, первое заседание которого состоится 18 февраля. В России случаи, когда рядовые пользователи или предприниматели отвечали перед законом за использование пиратских программ, уже имели место. Но в турагентской среде, насколько удалось выяснить, прецедентов, подобных украинскому, еще не было. Впрочем, как оказалось, никто не застрахован от внезапной проверки. Как пояснил корреспонденту «БАНКО» руководитель претензионно-искового отдела ЮА «Персона Грата» Александр Байбородин, проверка может быть инициирована по обыкновенной жалобе, подать которую вправе недовольный клиент или конкурент, а проверять легитимность софта будет спецотдел МВД России по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации – «Управление «К».
К ответственности за это нарушение может быть привлечен как директор организации, так и IT-специалист, в зависимости от того, по чьей вине произошла установка контрафактных программ. Причем в качестве наказания предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, если стоимость программ превысит 100 000 рублей. В случае «административки» юрлицу-нарушителю грозит штраф от 300 до 400 МРОТ, а при уголовном преследовании – штраф в размере до 200 тысяч рублей или лишение свободы на срок до двух лет. Как правило, в ходе проверки оперативники изымают компьютеры, но если есть возможность сразу доказать, что программы лицензионные, то этого можно избежать. Другое дело, что ни в чем не повинной компании может быть нанесен финансовый или репутационный ущерб.
«Конечно, существует ответственность за заведомо ложный донос. Но будет достаточно трудно доказать, что жалоба подана с единственной целью причинить вред, а не просто в силу врожденной бдительности и стремления к торжеству законности», – рассказал г-н Байбородин. Генеральный директор компании RGB Tour Светлана Атабаева считает, что турбизнес – не та сфера, в которой конкуренты станут бороться друг с другом такими средствами. «А чтобы обезопасить себя от таких ситуаций, на мой взгляд, достаточно или платить за программы, или пользоваться бесплатными аналогами», – отметила г-жа Атабаева.