Первой компанией на российском рынке, предложившей продукт «перелет+отель» или динамический пакет, было онлайн агентство Amargo в 2010 году. Компания не имела ресурсов для раскрутки этого нового для рынка продукта и, в 2012 году, не увидев спроса, приняла решение закрыть продажу этой услуги.
В 2011 году услугу «перелет+отель» запустила компания iGlobe. Большого интереса со стороны рынка услуга не встретила, поэтому конкуренты не спешили развивать аналогичные продукты.
В 2014 году, первой среди российских туроператоров, компания ИННА ТУР открыла продажу динамических пакетов через агентскую сеть. Через год на этом направлении появился конкурент в лице компании United.travel, который, однако, свернул этот бизнес в том же году.
В 2016 году интерес к направлению продемонстрировали онлайн трэвел агентства и авиакомпании. OneTwoTrip и Hotelbook представили аналогичные продукты, а Аэрофлот предложил “ХИТ-пакеты”. Онлайн агентство Biletix декларирует свои планы стать динамическим туроператором.
Эксперты туристического рынка высказали свое мнение о перспетивах технологии динамического пакетирования на российском рынке.
Инна Бельтюкова, председатель совета директоров ИННА ТУР, компании разработчика платформы динамического пакетирования BOOKINNA, считает, что классические туроператоры становятся сегодня заложниками устаревших технологий. Сегодняшние продавцы «пакетных туров» в течение всего сезона продают отели, авиабилеты, экскурсии, контракты на реализацию которых заключены в начале сезона. Они вынуждены соблюдать обязательства по очень «длинным» договорам. Их технологии направлены на создание и продажу продукта исключительно в направлении массового спроса.
«Это совершенно иной способ формирования турпродукта, объединения гостиничных и авиационных услуг, предполагающий онлайн-обращение к ресурсным базам самих поставщиков. Не создается никакого, как модно говорить, «инвентаря» оператора. Это отличие определяет основные преимущества нового туроперейтинга».
Сергей Назон, считает, что основной смысл технологии «динамического пакетирования» — собирать туристические услуги из одного или разных источников в пакет по актуальным на момент запроса цене и наличию. В европейском туризме это обязательная составляющая успешного бизнеса. У некоторых российских туроператоров – это залог правильного развития и гарантия положительной ликвидности. В свою очередь, такая технология может быть полнофункциональной, когда все услуги «пакета» собираются с помощью специальных программ в момент запроса пользователя-туриста и с ограниченным или простым функционалом, когда комбинируются отдельные части туристического пакета или пакеты из трансфера, проживания с регулярной перевозкой. В полном варианте такая технология применяется еще не так широко, как в упрощенном, который уже довольно обширно используется участниками туристического рынка.
«Возьмем любого европейского туроператора, — объясняет Сергей Назон, — который имеет в портфолио и регулярную перевозку и чартер. В момент запроса система обращается по правилам, заложенным маркетологом, то есть — либо продает пакет, включающий чартерный перелет, либо соединяет туроператорский пакет из трансфер + проживание с „регулярным“ билетом. Это и есть технология динамического пакетирования. И такого бизнеса в Европе точно больше 80%».
Директор по развитию бизнеса в туристической компании Flagman Travel, Юрий Гриценко, говорит о том, что возникновение на туристическом рынке России принципиально новой услуги — камень в огород владельцев отелей. Он предлагает вещи называть «своими именами», заявляя, что «динамические пакеты» — последствие некомпетентности коммерческих отделов многих отелей.
«Объясню сначала на примере классического российского туроператора. Есть у них такая штука, как продажа турпакетов по системе „Фортуна“. Это когда коммерсанты набрали неликвидных квот в отелях, а признаваться перед другими отелями и позориться перед конкурентами им стыдно. Или наоборот. Есть куча не проданных кресел в самолете, а товарного количества номеров нет. Поэтому приходится расселять туристов куда попало. Снова удобно прикрыть этот позор красивым словом „Фортуна“.
Теперь про динамические пакеты. Это такая же „фортуна“ со стороны конкретного отеля. Стоит гордый такой „Марриохилотон“. „Делюкс“ весь из себя. И стоит полностью пустой. Без туристов. То ли цены задрали, то ли контрактов с туроператорами не случилось. И что им делать? Позорно продаваться по цене соседней „трёшки“! Они шлют всем подряд „динамическую цену“ с условием продавать только „пакетом“. Что бы непонятно было откуда пакет в „пятерке“ по цене „трешки“. У нормального отеля должна быть прогнозируемая загрузка на месяцы вперёд!»
Руководитель отдела развития туристической компании «Питертур», Вадим Касьянов, в ведении которого уже находится сервис динамического пакетирования туров Robinzon.Travel, считает что стоит разделять два понятия, которые многим представляются одинаковыми: «динамическое ценообразование» на классические туры у традиционных туроператоров и «динамическое пакетирование туров» у онлайн туристических агентств.
«Разница в двух понятиях — в оперативности бронирования. У традиционных пакетных туроператоров под час требуется долгое время. Динамические пакеты — бронируются и оплачиваются «на лету». И сразу после оплаты брони выдается ваучер. „Для туриста динамические пакеты могут быть интересны экономией времени на поиск. Много коротких поездок на выходные. Интерес в том, что можно "поймать“ выгодные цены и сэкономить.
При „динамическом пакетировании туров“ цены, кроме специальных пакетных тарифов, в режиме „онлайн“ выгружаются по всем специальным предложениям, акциям и распродажам."Поймать» сразу специальное предложение и на авиабилет и отель вполне реально",- комментирует преимущество «динамических пакетов» Вадим Касьянов.
Артем Новиков, не склонен считать «динамическое пакетирование» принципиально новой услугой. То, что «динамическое пакетирование» вызовет большие сокращения персонала среди турагентов, Артем Новиков считает несомненным. Ведь «динамическое пакетирование туров» напрямую связано с автоматизацией. И процесс, считает эксперт, уже запущен. Если уже известны алгоритмы, зачем люди в офисах? Программирование можно сделать процесс быстрее, дешевле, и избежать человеческих ошибок.
«Это снаряд в стан туристских агентов. Он уже летит,- делится своим мнением Артем Новиков, — Алгоритмы будут совершенствоваться, и скоро нейросеть будет понимать лучше „живого агента“ — какой отель „в этом месяце“ подойдет лучше для отдыха с детьми, а какой — для молодежной тусовки конкретного пользователя социальной сети на основе его прошлых комментариев. Собрать тур — это просто техническая задача, которую уже решают сегодняшние механизмы „динамического пакетирования“. А если меньше посредников — меньше стоимость. К тому же „динамическая пакетная продажа“ позволяет туроператору удовлетвориться „комиссией“ с одного продукта, а второй отдать без „комиссии“, — делает вывод Артем Новиков.
Эту точку зрения разделяет и генеральный директор „Круизный Дом МК — Морские и речные круизы“, Константин Пучков . Эксперт полагает, что в „динамическом пакетировании“ есть дополнительный бонус. Какую бы услугу клиент ни искал, он всегда знать хочет полную стоимость поездки. И если, он на сайте быстро найдет все что ему нужно и это будет укладываться в его бюджет, то он купит все услуги сразу. Константин Пучков говорит о том, что в условиях жесточайшей конкуренции, должна появиться тенденция «открытой корзины». У кого-то хорошие цены на билеты, у кого-то на отели. Компании будут объединяться. Продавать услуги друг друга в одном пакете — это тоже новый тренд. Но, это „прекрасное будущее“ не под силу каждому. Прежде чем приступать к созданию динамического пакетирования, в туркомпании должны быть уверены на 100% в том что их контрактные цены на услуги не выше чем у конкурентов, а лучше ниже.
„Создание динамического пакетирования требует огромных людских и временных ресурсов. Если у вас их нет — не беритесь, — считает Константин Пучков, — К примеру вы получили самые лучшие цены на отели и перелеты. Вы пишите программу, которая все это скрещивает и выдает готовые пакеты. Все отлично. Приходит клиент, начинает поиск. У вас есть 500 вариантов. Что показывать клиенту? Все 500? Нужно оптимизировать выдачу информации. Сколько времени займет создание алгоритма, который будет выбирать под конкретного клиента то, что ему нужно? Много. Добавьте к этому разные условия оплаты на разные услуги, разные условия аннуляции... Все это далеко не просто“.
Быстрота соединений с прямыми поставщиками туристических услуг, оперативность получения всего пакета документов сразу после бронирования на сайте. Все ли так гладко? Некоторые наши эксперты сомневаются в необходимости ввода „динамических пакетов“ на рынке российского выездного туризма. Например, Александр Борцов из онлайн туристического агентства „Тревелбелка“. Он полагает, что пакетные туристы, привыкшие за долгое время к опеке традиционных оффлайновых туроператоров не справятся без отсутствия трансфера. А трансфер в пакеты качественно никто не умеет добавлять.
„К тому же таким туристам нужна единая компания, чтобы было куда звонить и кого мучить по всем вопросам. Всем нужны гиды. Опытные путешественники не захотят брать сразу и гостиницу и перелет. Сначала они ищут дешевые билеты, потом, ближе к вылету берут гостиницу. Если уверены в планах — могут заранее бронировать невозвратный тариф в гостинице, если "нет“ — оформляют бронь с бесплатной отменой. Как быть с „динамическим пакетом“ если планы поменялись и его нужно вернуть — пока не ясно», — замечает генеральный директор travelbelka.ru Александр Борцов.
Генеральный директор компании www.intui.travel, Илья Балахничёв тоже сдержан в своих оценках преимуществ динамического пакетирования. Тревел компания Ильи Балахничёва является поставщиком трансферных услуг для онлайн туристических агентств. Это проезд туристов в стране пребывания из аэропорта в отель и обратно или по маршруту поездки. "Динамическое пакетирование" актуальный и растущий тренд среди онлайн туристических агентств. И безусловно — реальная замена классическим турам", — считает Илья Балахничёв.
Эксперт говорит о том, что с введением динамического пакетирования, разработчики программного обеспечения должны постараться решить один важный вопрос. Раньше, при заказе билетов на самолет, трансферов и отелей, туристы нередко совершали досадные ошибки при бронировании услуг. Если последние тренды говорят о появлении динамического пакетирования на онлайн платформах туристических агентств, то почему бы заранее не решить проблему «клиентских ошибок». Введя определенную защиту от некорректных действий пользователей на сайте".
Валентин Ведякин, руководитель коммерческого отдела TravelTainment — Amadeus IT Group говорит о том, что «динамика» достаточно сложный продукт. Для успешной реализации всех технологических возможностей системы требуется достаточный уровень понимания – какие туры, в каком количестве и как показать, что предложить молодоженам, а что семьям с детьми. «Коммерческая сторона не зависит от «динамики». Как бы хорошо технология не работала, если цены компонентов тура не конкурентны, то и тур будет не интересен конечному клиенту. Для поставщиков, онлайн тревел агентств, «динамика» может стать гарантом того, что кроме как в составе тура компонент продан быть не может. Турист не видит стоимость отдельных компонентов тура. А это значит, что можно получить специальные тарифы от поставщиков. В Европе соотношение продаж туров между «динамикой» и «классикой» — примерно 50/50 вот уже в течение последних трех лет. При этом, прирост он-лайн продаж за 10 лет в основном как раз за счет «динамики», — считает Валентин Ведякин, — Туристу все равно каким образом сформирован тур – «классически» или «динамически». Главное, чтобы это был тот тур, который он искал».
В этой публикации собраны комментарии участников группы Travel Startups по вопросу отношения к технологии динамического пакетирования .
Благодарим за помощь в подготовке публикации Андрея Прончика, www.turpressa.com
Продолжение следует.
P.S. Есть что добавить? Пишите на leonid@travelhubr.com
Источник: https://www.facebook.com/groups/travel.startups.russia/permalink/1144091655657649/