С приходом на петербургский рынок московских туроператоров снизились цены на пакеты в Тунис, и это направление перетягивает на себя часть туристов из Турции, Греции и Испании. А если ваш отпускной бюджет начинается от €2000, можно рассматривать и менее привычные направления. К новинкам нынешнего летнего сезона можно отнести Португалию: впервые появились туры на Мадейру, возобновлены экскурсионные программы из Лиссабона, перелеты до Фаро и отдых на побережье Альгарве. Пару-тройку лет назад некоторые петербургские туристические фирмы предлагали это направление, но тогда большим спросом оно не пользовалось. А в этом году авиакомпании предложили хорошую цену на блоки мест, и туроператоры делают вторую попытку. Вообще, цены на авиабилеты и новые рейсы во многом способствуют формированию спроса на путевки. "По некоторым направлениям этим летом мы ожидаем не просто роста, а бума, — говорит генеральный директор турфирмы "Атлас" Дмитрий Смирнов. — В первую очередь, это Греция. На Афины не было чартеров вообще, сейчас "Южный крест" вводит два борта в неделю. На остров Кос летало два самолета в неделю, в этом году их будет пять. Похожая ситуация с Италией: в прошлом году ГТК "Россия" летала на Сицилию раз в две недели, в этом — дважды в неделю". И это помимо итальянского перевозчика Wind Jet, с мая, кстати, запускающего прямой рейс в Тоскану, на Пизу". По словам Дмитрия Смирнова, в связи с большим числом чартеров некоторые направления — греческие острова однозначно — будут "гореть", и затянут в себя туристов, как воронка: спрос на путевки вырос, но предложение выросло еще больше. Сказать, что в этом году турфирмы предлагают абсолютно новые направления, было бы неверно. Но появляются новые регионы, провинции, города в рамках уже существующих направлений. Тот же "Атлас" в Турции, хорошо знакомой русскому туристу, предлагает отдых на Эгейском побережье в Чешме и Дидиме. "Натали Турс" открывает программы в Австрии: экскурсии по стране, Вена, озера Каринтии. Tez Tour, правда, с сентября открывает собственную чартерную программу в ОАЭ. Подальше от толпы Массовый летний туризм — это практически экономный пляжный отдых. Но если ваш отпускной бюджет начинается от €2000, то можно рассматривать менее привычные направления, чем пляжи Европы, Турции и Северной Африки. При этом в рамках групповых туров с небольшим числом участников. "Мы давно поняли, что оптимальное число людей в группе — 10-12 человек, — говорит Елена Слиозберг, владелица одноименного ателье путешествий. — Скажем, осенью у нас будет тур "Бутан — Непал — Тибет", одна группа уже собрана, желающие есть еще, поэтому мы формируем вторую группу, хотя легче было бы увеличить первую. Многие наши туристы ездят вместе из путешествия в путешествие, это такой ненавязчивый сошиалайзинг". На лето-2010 ателье предлагает поездку на Лофотенские острова в Норвегии и Прованс — в начале осени. Вообще же, по словам Елены Слиозберг, для каждого направления есть свое оптимальное время. "Это как с Петербургом: вы можете привезти гостей в феврале — да, город будет красив, но на порядок красивее он будет в белые ночи. Так и с другими странами. Исландия, кто бы что ни предлагал, — только летняя страна, и жестоко летняя: туда надо ехать с конца июня по начало августа. В июне, а не в мае, стоит ехать в Танзанию и Занзибар. Норвегия — с мая по сентябрь. В Китае в июле-августе делать нечего: это сауна. Совершенно недооцененное направление на лето — Мадейра и Азорские острова (в отличие от континентальной Португалии и Коста дель Соль, близость Гольфстрима обеспечивает стабильно мягкий климат и температурное равновесие. — "Ъ"). В Африку летом можно поехать не в широко разрекламированные Египет и Тунис, а, допустим, в Намибию — это оптимальное время. Австралию мы никогда не предлагаем на Новый год: лето, то есть австралийская зима, — лучшее время для русского человека". Не стоит забывать и о событийном туризме, в рамках которого главное предложение лета — путевки на чемпионат мира по футболу в ЮАР. "Такого рода предложения — скорее маргинальные, — поясняет Дмитрий Смирнов. — Если фирма в год отправляет на отдых 50 тысяч человек, дай бог 10 из них поедут на чемпионат мира". Маргинальное в данном случае — синоним индивидуальному, вне общей массы. Инвестиции в работу Если массовый туризм семимильными шагами выходит из кризиса, то для корпоративного этот процесс фактически еще и не начинался. И говорить о возрождении incentive-туров можно будет не раньше, чем осенью (летом компании, как правило, не премируют сотрудников поездками, поскольку люди отдыхают и так). А то и в следующем году. "В 2009-м корпоративный туризм вообще отсутствовал, остались только бизнес-туры, — рассказывает руководитель отдела VIP- и корпоративного обслуживания фирмы "Нева" Ольга Филюк. - Сейчас мы отмечаем некоторое оживление в этой сфере, но бюджеты резко урезаны, в среднем на 20-30 процентов". "Кризис задел корпоративный туризм больше всего, — говорит глава Северо-Западного отделения РСТ Сергей Корнеев. — Реально его возрождения стоит ждать не раньше, чем в 2011 году. Но оно обязательно произойдет: туризм для людей стал частью жизненного цикла, он воспринимается как инвестиция в работоспособность, и это понимают как персонал, так и руководители". Вообще же Сергей Корнеев не разделяет надежд туроператоров на увеличение спроса на все виды поездок до уровня 2008 года: "В прошлом году рынок просел на 20 процентов, в этом году 10 процентов он отыграет, но это все равно будет на 10 процентов меньше, чем в 2008 году. Приоритеты — частично — сместились в сторону внутреннего туризма. Этот процесс шел и до кризиса, но кризис его ускорил. Во всяком случае, в прошлом году, по данным Федерального агентства по туризму, внутренний турпоток увеличился на 15 процентов за счет снижения внешнего на тот же объем".