Рост курса гривны и ощутимая конкуренция со стороны частного сектора – таковы основные причины того, что текущий летний сезон в Крыму, несмотря на заполненность пляжей отдыхающими, ожидания туроператоров оправдал не в полной мере. По оценкам экспертов, относительную «ровность» сезону обеспечили лишь раннее бронирование и «брендовые» отели, а «бюджетные» туристы практически полностью либо ушли к частникам, либо покинули Крымское побережье. В первую очередь этому способствовало внеплановое падение курса рубля по отношению к гривне, что спровоцировало увеличение цен на украинских курортах. «Изменение цен в гривнах произошло в пределах 10-15%, но с учетом подорожавшей к рублю гривны, реальные цены выросли на 15-20% к прошлому году», - прокомментировал Сергей Васин, начальник абхазского и украинского направления туркомпании «Астравел». По оценке эксперта, «проседает» в первую очередь наиболее дешевый сегмент. «Связано это с тем, что стоимость перевозки становится неподъемной для наиболее «дешевого» туриста, и он либо переориентируется на другие направления, либо вообще отказывается от отдыха на море», - пояснил собеседник. «Максимум подъема цен был 15% в рублевом эквиваленте», - подтвердил Сергей Ромашкин, гендиректор турфирмы «Дельфин», дополнив, что колебания курса рубля случились в самый неудачный момент – в конце мая - начале июня, когда основной российский турист обдумывает, куда поехать. «Если турист видит за неделю изменение цены на тур примерно на сотню долларов – это его однозначно пугает», - добавил эксперт.
«Предпочтения туристов в выборе курортов Крыма всегда зависят от цены, это главный регулятор», - согласна Людмила Сысойкина, замдиректора туркомпании «Солвекс-Трэвэл». В итоге сезон показывал более успешный результат лишь весной – на самом своём старте. И хотя туроператоры по-прежнему отмечают рост российского турпотока, однако вместо ожидаемых 30% цифры называются более скромные. «Думаю, прирост будет не больше 15% по отношению к прошлому сезону. Ожидания были большими, и старт сезона подтверждал эти ожидания», - сообщила Людмила Сысойкина. «Второй год в Крыму такая странная закономерность – сезон стартует очень хорошо, где-то в марте-апреле, а с мая начинается существенное снижение темпов бронирования», - добавил Сергей Ромашкин. Примечательно, что несмотря на ожидания украинской стороны, спрос на Крым не увеличился и после наводнения в Геленджике – российский турпоток на какое-то время переориентировался, но по большей части на курорты самой России. Впрочем, возможно, количество российских туристов в Крыму и выросло на предсказанные 30%, только в статистику туроператоров такие «туристы» не попали.
«Крым сейчас стоит, полный туристами, но, к сожалению, подавляющее большинство приехало не через туроператоров, ведь стоимость размещения дикарем существенно ниже. За 300 рублей можно было найти приемлемое размещение вблизи от моря», - пояснила Людмила Сысойкина. При этом турбизнес, и прежде всего украинский, пытается противостоять усилению этого тренда. «Туроператорский сектор в лице принимающих украинских турфирм пытается конкурировать с частниками, выпускают спецпредложения, делают различные скидки, вполне грамотно проводят маркетинговые акции», - добавила собеседник.