Летний сезон вполне оправдал хорошие ожидания туроператоров, при этом ни один из негативных прогнозов не сбылся. Так оценила предварительные итоги сезона исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. «У нас на этот сезон были довольно жесткие ожидания», - пояснила эксперт на пресс-конференции, посвященной итогам лета в туротрасли. В первую очередь, по словам собеседника, прогнозировалось определенное количество банкротств на фоне довольно жесткой конкуренции на рынке. Однако крупные игроки вели себя достаточно осторожно, поэтому в целом сезон обошелся без чрезмерно громких событий и неприятностей. По традиционным летним направлениям, в первую очередь Средиземноморским, прошедшее лето показало прирост российского турпотока. При этом, против ожиданий туроператоров, Турция - традиционный летний лидер, дала небольшой спад по сравнению с прошлым сезоном, правда, всего на 1%.
А вот другие средиземноморские лидеры показали значительный прирост турпотока, в среднем на 20%, причем в некоторых случаях эти цифры оказались выше ожидаемых. Так, российский турпоток в Грецию показал 20% рост, во многом обусловленный ценовой политикой местных хотельеров, хотя туроператоры предсказывали греческому направлению всего 12-15%. Впрочем, цены для российского туриста не всегда основной показатель - замыкающая список лидеров по турпотоку Хорватия подняла цены в среднем на 10-15%, однако это не помешало российским туристам. «Возможно, здесь причина в том, что это – последнее безвизовое лето по Хорватии», - пояснила Майя Ломидзе. Ещё одна наметившаяся тенденция туррынка в этом сезоне – существенно выросшая глубина бронирований. Средний уровень глубины составил от 14 до 30 дней, причем 11% туристов бронируют больше, чем даже за два месяца до начала тура. «Это говорит о росте доверия к туротрасли в целом», - считают в АТОРе.
Вторая причина такого роста - общий рост благосостояния населения. Это косвенным образом подтверждает и финансовая статистика. Так, преимущественная часть российских выездных туристов – 47%, выбирала туры средней стоимости – от 600 до 1500 долларов за неделю на человека. При этом количество тех, кто выбирает более высокую ценовую планку – от 1500 и выше, увеличилось и достигло 34%, а вот количество «любителей» горящих и бюджетных туров напротив, уменьшилось. Самым проблемным направлением, по наблюдениям АТОР, в этом сезоне оказалась Россия. Хороший старт российского Черноморья был несколько подпорчен наводнением, зацепившим Геленджик – от чего впрочем, выиграли другие курорты Черноморья, а также Абхазия. Вторая неприятность российского направления – это громкое исчезновение «Объединенных курортов».
«Если составить средний портрет потребителя, обратившегося с поиском решения этих проблем в АТОР – это в основном частное лицо, жалующееся на мошенничество по турам в Россию», - подвела итог Надежда Ефремова, руководитель правовой службы АТОР. В целом летний сезон позволяет взглянуть в будущее с оптимизмом. «С учетом хорошего и в целом рентабельного сезона в ближайшее время мы не ожидаем драматичных событий на туристическом рынке, крупные банкротства навряд ли случатся», - оценила Майя Ломидзе. Эксперт добавила, что предварительные прогнозы на зимний сезон позволяют надеяться, что спокойное лето не превратится в «опасную зиму»: пока хорошо бронируются горнолыжные программы, новогодняя «экзотика». «Если кто-то из крупных или средних участников рынка не потерпит внезапный финансовый крах – нас ожидает ровный зимний сезон», - резюмировала Майя Ломидзе.