Аналитическая служба АТОР подвела итоги летнего туристического сезона 2012 г. Статистика зафиксировала рост глубины бронирования туров.
По предварительным итогам лета 2012 года, подведенным аналитической службы АТОР, туроператоры и турагенты в большинстве своем довольны результатами продаж. Можно сказать, что после всех банкротств и громких уходов с рынка туроператоры, наконец, умерили свои амбиции. В этом году участники рынка запланировали прирост от 5 до 10%, или же оставили объемы на уровне прошлого лета. Приятной особенностью этого сезона стал рост глубины бронирования туров. Причина - в активном использовании туроператорами акций по раннему бронированию, в которых скидки доходили до 30%, а так же дестабилизация рубля, которая спровоцировала ряд оперативных оплат.
Стоит отметить, что у самих туристов уже воспитывается привычка заранее покупать туры, не дожидаясь горящих предложений, которых в этом сезоне было не много, в основном - по направлениям Греция, Болгария и, как ни странно, Мальдивы. Еще одной причиной увеличения глубины продаж стал рост объемов по выезду в страны Шенгенского союза, где туры рекомендуется приобретать за три недели. Особенность этого сезона еще и в том, что туроператоры столкнулись с неожиданным провалом продаж в августе, так как обычно в этот период продажи идут наиболее активно и месяц традиционно считался пиковым. Однако в этом сезоне все было не так: туристы бронируют, но на осень и даже на новогодние даты, а вот остаток августа закрывался не так бурно, как в предыдущие годы. По итогам сезона можно отметить следующие показатели глубины продаж: за 31-60 дней – 34%, за 15-30 дней – 31%, менее чем за 14 дней – 24%. Если в прошлом сезоне турист мог купить путевку в Грецию, Испанию или Болгарию по цене гораздо ниже себестоимости, то сегодня туры продаются по их реальной стоимости.
В конечном итоге для туристов такая ситуация выгодна: она означает стабильность рынка и гарантированное качество обслуживания. По сравнению с прошлым годом стоимость туров выросла незначительно за счет общего роста цен на авиатопливо и обязательных платежей, что происходит ежегодно. По предварительным оценкам турагентов и туроператоров, в летнем сезоне 18% туристов предпочитали приобретать туры стоимостью до 600$ на человека, почти 50% приобретали путевки стоимостью от 601 до 1500$. Приятно осознавать, что 34,5% клиентов этим летом приобретали туры более чем за 1500$. Из них процент тех, кто приобретает очень дорогие туры (от 4000$), варьируется от 3,5% до 13% в зависимости от дальности перелета на направлении. Безусловно, в этом вопросе важно учитывать особенность направлений. Так, например, наибольший процент дешевых туров - до 600$ - мы наблюдаем на таких направлениях как: Греция, Чехия, Болгария. В средней ценовой категории наиболее активно бронируется Египет, Тайланд, Турция, Кипр, Италия, Испания, а так же остальная экскурсионная Европа.
В более дорогом сегменте - Китай, Куба, Доминиканская республика, ОАЭ, Мексика и т.д. К сожалению, для туристических агентов продолжается тенденция потери индивидуального сегмента туристов. Этим летом агенты отмечают, что не пакетные туры ряд клиентов стали бронировать самостоятельно. По оценкам турагентов, 70% продаж приходиться на стандартные пакетные туры, и только 30% - на комбинированные, индивидуальные туры, авиабилеты и отдельные услуги. После ухода с рынка «Ланты тур Вояж» лояльные к этой компании турагенты вынуждены были выбрать других туроператоров для сотрудничества, за счет чего произошло небольшое увеличение агентской базы у оставшихся российских туроператоров. Стоит отметить, что в погоне за рентабельностью туроператоры не только осторожно подходили к объемам и ценам, но и в большинстве своем пошли на сокращение скидки турагентов, а некоторые даже ввели обязательства по депозитам.
Изменились и сами требования агентов к туроператорам. Это произошло, в первую очередь, по причине нестабильности рынка. В этом сезоне агенты отмечают, что цена - это не главная причина для бронирования. В большей степени, по данным «Рейтинга доверия» (Hot Line), турагенты обращают внимание на срок существования туроператора и его габариты. Безусловно, наличие жестких гарантий по-прежнему играло важную роль в этом сезоне. В целом структура продаж выглядит так: Турция – 28%, Греция и Египет – 8%, Испания – 7%, Болгария и Италия – 5%, Тайланд и Кипр – 4:, Черногория и Хорватия – 3%.