Запланированное на 24 апреля начало навигации в Москве переносится на 1 июня. Причина – чрезвычайные меры, принятые правительством вследствие распространения эпидемии коронавируса. Туроператоры отменяют майские круизы, но готовятся к старту сезона. Как может развиваться ситуация и что делать туристам?
Согласно поручению Правительства РФ «О временной приостановке размещения в санаториях, работе курортных объектов массового отдыха и деятельности организаций общественного питания с 28 марта 2020 года до 1 июня 2020 года», речные туроператоры были вынуждены аннулировать круизы, старт которых пришелся на конец апреля и май.
Так, согласно официальным данным, опубликованным на сайте операторов, круизная компания «Мостурфлот» сообщила об отмене 4-х круизов на теплоходах «Александр Грин» и «Михаил Булгаков», старт которых должен был состояться в период с 30 апреля по 5 мая.
О судьбе остальных круизов (а в мае их было запланировано около 30), пока информации нет, хотя в обращении руководства отмечается, что не исключенавозможность и их отмены тоже.
Судоходная компания «Водоходъ»в своем обращении на сайте прямо заявляет о начале навигации только с 1 июня, что фактически отменяет более 30 круизов вапреле-мае со стартом из Москвы и еще больше рейсов, запланированных из других городов России.
Таким образом, если все круизы, согласно распоряжению Правительства будут отменены, в ближайшие месяцы только у этих двух крупных туроператоров будет аннулировано более 100 рейсов.
Условия, на которых туристы могут отказаться от путевок или изменить свое бронирование, более чем лояльны. Ни один из туроператоров не планирует брать штрафы или доплаты за самостоятельный перенос круиза на более поздний срок, а в случае отмененного круиза готов предоставить дополнительные бонусы за то, что клиент не станет забирать деньги, а согласится отправиться в путешествие в другие даты.
В «Водоходе» клиент, отказавшийся от аннуляции, получит 15% бонус от стоимости круиза, который он сможет использовать либо как скидку при перебронировании, либо как своего рода кредит на борту при покупке напитков и закусок в баре, сувениров, экскурсий и т.д.
При перебронировании апрельских и майских круизов на июнь 2020 года эта скидка автоматически увеличится до 25%.
При отказе же от путешествия в этом году, потраченная сумма будет положена на депозит для бронирования круиза в навигации 2021 года с бонусом в 25% от компании. Пока приобрести такой круиз невозможно, потому что компания не открыла продажи следующего сезона.
«Мостурфлот»предлагает гибкие условия отмены и переноса круизов, согласно которым туристы получат полное возмещение средств за отмену круиза, произведенного самой компанией, или 25% скидку на новый круиз в случае, если они согласятся перенести свое путешествие на другие даты.
Поскольку компания уже открыла продажу круизов в навигации-2021, то перенос круизов возможен и на этот период. Сейчас на сайте «Мострфлота» имеется полное расписание по трем теплоходам.
Эксперты речного бизнеса уже признали сложившуюся ситуацию чрезвычайной: Российская палата судоходства, например, еще в конце марта направила в Минтранс соответствующее предложение о поддержке российских судоходных компаний.
О проблемах сообщила и Московская ассоциация судовладельцев пассажирского флота. Согласно данным президента Ассоциации Кирилла Евдокимова, изложенным им в интервью изданию «Коммерсантъ», судоходные компании могут потерять до 20% своей выручки, если навигация не начнется 1 мая.
Тем не менее, у самих круизных операторов надежда на сезон еще сохраняется. Они заявляют об этом в своих обращениях, указывая, что теплоходы полностью подготовлены к началу навигации и будут готовы стартовать раньше, если появится такая возможность. По их мнению, говорить о воздействии текущих событий на сезон преждевременно, поскольку еще не известна дата его официального открытия.
Туристы тоже заняли выжидательную позицию и не планируют совсем отказываться от отдыха в этом году. Как сообщила в интервью «Вестнику АТОР» Светлана Гончарова, заместитель генерального директора по туризму «Мостурфлота», новых бронирований на сезон-2021 сейчас практически нет, имеются только переносы с 2020 года. При этом половина клиентов все-таки предпочитает перенести свою поездку на текущий год.
Более сложная ситуация складывается с иностранными туристами, которые составляют почти половину всех речных путешественников по России. Эксперты опасаются, что в этом году их будет очень мало, поскольку большинство таких договоров уже перенесено на 2021 год, а это неизбежно скажется на выручке.
Фото: Вестник АТОР