На грустной ноте начался отпускной сезон на Мальдивах. Пустуют номера гостиниц и курортов, которые в былые годы расходились, как горячие пирожки, по заявкам туристов из России: экономика переживает не самые лучшие времена, и люди предпочитают держаться в стороне от дорогой заграничной диковинки.
Это когда-то россияне заранее открывали рождественскую и новогоднюю бронь так, что к ноябрю все было укомплектовано. В этом году, на фоне предыдущих периодов, турпоток потихоньку сполз вниз. Курорты и принимающие турфирмы отмечают падение турпотока, в первую очередь, из России.
В интервью «Haveeru» глава туристической компании «Reollo Travel» (Восточная Европа, Ближний Восток и Китай) Мохамед Халил напрямую связал падение мальдивского туррынка с проблемами, возникшими у российского рубля. По словам Халила, несмотря максимально прибыльные (по сравнению с остальными месяцами года) ноябрь и декабрь занятость номеров в местных отелях и на курортах падала относительно прошлых лет. Курорты, которые никогда не испытывали дефицита туристов, пустуют из месяца в месяц. «Коэффициент занятости номеров ушел в непредсказуемый минус, особенно в российском сегменте, который фактически сформировал общий тренд»,- сказал Халил. По его прогнозам падение на российском рынке составит не менее 10 процентов.
Свои цифры озвучил и коммерческий директор курорта «Olhuveli Beach and Spa», принадлежащего «Sun Hotels and Resort» Абдулла Шариф, по информации которого занятость номеров в его центре составляет 72 процента. Это самый низкий показатель за последние пять лет на курорте, который привык поддерживать 90-, а то и 100-процентную занятость номеров.
«Судя по коэффициенту занятости, на долю российских туристов приходится 11 процентов. Это очень мало. У клиентов появился изрядный скепсис. Налог на товары и услуги вырос, цены пошли вверх, и мы услышали, что Мальдивы им не по карману. Рынок пришел в движение. Ни о какой стабильности говорить не приходится. О какой же высокой занятости номеров может идти сегодня речь?»- рассуждает Шариф.
Примерно в том же ключе высказывается руководитель подразделения по продажам и бронированию компании «Zeldiva Travels « Айшат Виша, по словам которого, несмотря на «горячие» путевки, которые в прошлые годы обеспечивали хороший турпоток, в этом году их число также сократилось. Начиная с сентября нынешнего года, туристы «значительно реже» обращаются в ее агентство для бронирования номеров в крупных курортных комплексах Мальдивских островов.
Резкое сокращение российского турпотока на Мальдивы констатирует и генеральный директор крупнейшего комплекса «Sun Island» Абдулла Мосум, выделяющий российский сегмент, несмотря на полную занятость курорта. По информации Мосума, число россиян, посещающих «Солнечный остров», сократилось на 30 процентов.
В конце ноября – начале декабря российский рынок вел себя очень вяло. В какой-то степени ситуация выровнялась, однако в суммарном выражении это направление так и не преодолело минусовой тренд: сказались проблемы в российской экономике. Нам удалось заполнить номера исключительно за счет туристов из других стран. С этой целью мы развернули специальный проект под эгидой «Villa Marketing», сказал бывший представитель Народного Меджлиса в Келаа
Испытание
Выступая на недавней пресс-конференции, Министр туризма Мальдивских островов Ахмед Адиб подтвердил падение российского турпотока, объяснив его, как и многие другие, проблемами рубля и политическим противостоянием на фоне событий на Украине. Речь Адиба, впрочем, демонстрировала достаточный оптимизм. Говоря о ситуации с заявками, сказал, что «на сегодняшний момент все в порядке» и поспешил заверить аудиторию в том, что правительство в состоянии довести въездной турпоток до обещанного на конец года 1.2 миллиона человек.
«Несмотря на минусовой тренд, который демонстрирует Россия и целый ряд европейских рынков, на других направлениях мы наблюдаем отчетливый «плюс». В частности, внимания заслуживают страны Латинской Америки, бывшие республики Советского Союза и Ближний Восток. Впрочем, доверяй, но проверяй: мир сегодня гудит, как разбуженный улей»,- сказал министр. Он также отметил, что его собственная страна тоже проходит сегодня проверку на выживаемость. В этих условиях необходимо предпринять дополнительные усилия, которые помогут преодолеть нынешние вызовы и улучшить имидж Мальдивских островов на международной арене, чтобы, в конечном итоге, вывести их на новые рынки.
Многие участники рынка ставят знак равенства между пустующими номерами мальдивских курортов и падением российского турпотока. Им вторят аналитики, утверждающие, что и это еще не предел: нефть дешевеет и на пару с санкциями, введенными США и Европейским Союзом, создает проблемы не только рублю, но и российской экономике в целом. В этих условиях ждать российских туристов не приходится.