Мария Булатова: «Даже не специалист может оценить надежность туроператора, пользуясь только открытой информацией»

Ситуация на туристическом рынке накаляется. Агентства, боясь попасть под очередное банкротство, требуют от туроператоров доказательств устойчивости. При этом вынуждены верить партнерам на слово, поскольку на «финансовую кухню» их никто не приглашает. А если и пригласят – многие ли разберутся в хитросплетениях бухгалтерского учета? Директор компании «Ирма-Аудит» Мария Булатова считает, что оценить надежность туроператора не так сложно, как кажется на первый взгляд. И сделать это может даже не специалист, если проанализирует официальную, доступную и открытую информацию. Мария даже разработала соответствующую методику, и чем она и рассказывает в интервью RATA-news.

– Мария, действительно ли вашей методикой может воспользоваться даже не специалист в сфере бухучета и аудита?

– Я бы не стала называть мои рекомендации методикой, скорее это общие принципы анализа. Просто, исходя из многолетнего опыта работы в туризме, я могу подсказать, на что обратить внимание, как трактовать те или иные показатели отчетности, какие выводы можно сделать из этих данных. Описывая принципы анализа, я сознательно избегать сложных терминов научных выражений, чтобы этот способ был понятен и неквалифицированным пользователям. Но, в конце концов, у каждого турагента есть бухгалтер, который сможет в этом разобраться.

– На основании каких документов можно это сделать?

– Можно проанализировать бухгалтерскую отчетность интересующей компании по очень простым и доступным критериям. Кстати, по этим же критериям «любознательный» директор может оценить и тот отчет, которую главбух приносит ему на подпись.

– А где же взять чужой бухгалтерский отчет?

– Бухгалтерская отчетность – это открытая информация. Если, например, турагентство пользуется любой системой электронной сдачи отчетности («Такском», «Контур-Экстерн» и др.), то с ее помощью можно запросить и выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) на любую компанию, сведения о которой содержатся в реестре, и получить ее бухгалтерскую отчетность – если, конечно, она там есть. Через эти же системы можно запросить информацию об аффилированных лицах компании или же выяснить, учредителем или директором какого количества юридических лиц является интересующее вас лицо. Эта тоже открытая информация. Если у вас нет доступа к такой системе, то выписку из ЕГРЮЛ на контрагента можно получить в любой инспекции федеральной налоговой службы (ИФНС), заплатив 400 рублей госпошлины.

Есть и другие источники получения сведений, в частности, интернет-сервисы. Например, система «Налоговая справка», через которую можно за 250 рублей получить бухгалтерскую отчетность контрагента и выписку из ЕГРЮЛ. Аналогичная система «База данных Контрагент» берет за эту услугу 280 рублей.

И, наконец, еще один источник – Ростуризм, который раз в год собирает со всех туроператоров, включенных в реестр, копии бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. Правда, ведомство в обязано предоставлять информацию «третьим лицам». Да, похоже, и само оно не анализирует полученные данные, а жаль. Кстати, год назад мы направляли в Ростуризм предложение разработать для них систему коэффициентов для финансового анализа отчетности туроператоров, причем хотели сделать это безвозмездно. Но ответа не получили.

– Насколько эффективна ваша «инструкция»? Позволяет ли она прогнозировать судьбу туроператора в ближайшей перспективе?

– Мне уже доводилась слышать мнения, что мой метод неэффективен, поскольку не позволяет однозначно ответить на вопросы «кто следующий» и «когда»? Конечно, если бы удалось проанализировать весь массив данных за несколько лет, то можно было бы провести своего рода «ранжирование» туроператоров по степени их надежности, сделать что-то типа банковского «кредитного рейтинга». Мой метод не даст 100-процентного ответа на вопросы «кто» и «когда», а лишь определит, кто попадает в зону риска и насколько велик этот риск. Дальше турагентство будет решать для себя, насколько оно готово бронировать у конкретного туроператора ради сиюминутной выгоды. И не переоценивает ли агент свои возможности в случае форс-мажора. И в состоянии ли будет турагент покрыть эти риски в случае форс-мажора.

– Но не секрет, что чаще всего официальная отчетность – это только надводная часть айсберга. Многие туроператоры имеют несколько юридических лиц или входят в международных холдинг, у некоторых есть собственные принимающие компании в разных странах – в общем, зарубежная туроператорская часть. Можно ли делать выводы на основе только официальной отчетности российского туроператора?

– Смотря какие выводы. Например, в пояснительной записке к отчетности должны раскрываться сведения об аффилированных лицах, о характере и суммах операций с ними. Анализируя официальную отчетность, можно предположить, каким образом и за счет чего достигается «оптимизация» показателей, за счет каких средств – собственных или заемных – существует компания и многое другое. Вообще парадокс заключается в том, что во всем мире компании завышают и улучшают свои показатели, чтобы стать более привлекательными для клиентов и инвесторов, а у нас – занижают и скрывают. Наличие же «зарубежной туроператорской части» в сегодняшних реалиях скорее положительный признак – не всегда, но чаще всего. Если только это действительно реальный туроператорский бизнес, а не кипрский оффшор для вывода денег.

– Мария, в любом случае, турагентству, даже освоившему вашу «инструкцию», понадобиться слишком много времени, чтобы определить степень надежности каждого туроператора, с которым оно работает. А не можете ли вы на практическом примере показать, как работает этот метод, и проанализировать официальную отчетность какой-либо туристической компании?

– Могу, конечно, только должна предупредить: исходя из принципа аудиторской этики, буду вынуждена воздержаться от публичных оценок и выводов, чтобы не нанести тем самым невольный вред деловой репутации анализируемого объекта.

– А если мы бросим клич и найдем добровольцев? Готовы ли вы в этом участвовать?

– Добровольцы? Отличная идея. В конце концов, в нынешней ситуации «публичный аудит» может оказаться единственным способом для туроператора подтвердить свою благонадежность. А готовность участвовать в эксперименте – своего рода лакмусовой бумажкой уверенности в себе.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Бизнес»

Апрель 5, 2024 - 05:54

Эксперты компании  лидера рынка делового туризма и ведущего поставщика ИТ-решений для отрасли, проанализировали бронирования представителей бизнеса и выяснили, как изменился спрос на командировки по России в I квартале 2024, какие индустрии отправляли своих сотрудников в деловые поездки и в какие города.

 

Март 17, 2024 - 17:07

Платформа для планирования путешествий Wildberries Travel планирует запустить продажу туристических услуг в сотрудничестве с Российским союзом туриндустрии.

 

Февраль 22, 2024 - 04:26

Туроператорам, которые продают горящие туры, предложили дать право оформлять электронные путевки позже, чем предусмотрено законом о туризме сейчас.

 

Январь 31, 2024 - 09:11

Уровень цифровизации туристической отрасли в России, который обеспечивается не только на федеральных, но и на региональных интернет-площадках, можно оценивать как достаточно высокий.