Официальной сводной статистики по пассажиропотоку аэропортов и авиакомпаний нет, есть отдельные сообщения. По этим неполным данным - падение нагрузки составлят от 1о до 25% к 2021-му году, или 33% к 2019-му гоу.
Российские аэропорты недосчитались трети допандемийного пассажиропотока и 10-25% от числа пассажиров 2021 года. Особенно заметно проседание в международном сегменте. Специалисты рынка не ожидают восстановления или роста производственных показателей.
«АЭРОПОРТЫ РЕГИОНОВ» ЗАЯВИЛИ О СНИЖЕНИИ ПАССАЖИРОПОТОКА
Несмотря на то что официальная статистика по пассажиропотоку российских авиакомпаний и аэропортов за кризисные март и апрель так и не опубликована, отдельные игроки рынка продолжают информировать о динамике изменения этого показателя. Представленные данные позволяют оценивать общую ситуацию в отрасли.
Так например, пассажиропоток аэропорта Екатеринбурга Кольцово в апреле 2022 года снизился на 30% по сравнению с аналогичным месяцем допандемийного 2019 года и составил 323,4 тыс. человек. При этом международный трафик снизился на 70% за отчетный период.
Аналогичные цифры озвучивают и представители самарского аэропорта Курумоч. В апреле 2022 года активность его пассажиров снизилась на 27% в сравнении с апрелем 2019 года. Услугами Курумоча воспользовались только 155 тыс. человек.
На внутренних направлениях пассажиропоток упал на 20%, на международных – на 59%.
Кроме того, на 29% меньше пассажиров летали в апреле 2022 года в Москву из Екатеринбурга и 36% меньше – из Самары.
Ранее мы писали, что снижение пассажиропотока в Москву из регионов неизбежно в силу того, что значительное количество (30% - 40%) пассажиров летели в столицу исключительно для того, чтобы совершить пересадку на международный рейс. Ввиду значительного сокращения международного авиасообщения, такая необходимость у этой доли пассажиров отпала.
Что же касается межрегионального трафика в обход Москвы, динамика его изменения пока нестабильна: он действительно выше, чем в 2019 году, но у отдельных игроков рынка уже ниже, чем в 2021. В Курумоче, например, говорят, что за апрель количество пассажиров, выбравших перелеты по России минуя Москву, составило 62 тыс. человек, что на 13% больше аналогичного показателя 2019 года. В Кольцово объем перевозок на внутренних межрегиональных рейсах вырос на 8,5% в сравнении с 2019 годом, при этом упал на 20,7% относительно рекордного для данного сегмента перевозок 2021 года.
ПАССАЖИРАМ ИЗ РЕГИОНОВ НЕ ХВАТАЕТ КУРОРТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
«Ограничения в авиационной отрасли привели к отмене регулярных и чартерных рейсов на традиционных для данного периода туристических направлениях — Таиланд, Вьетнам, Китай, Кипр, Чехия, Италия и других. Сейчас международные полеты из Екатеринбурга выполняются лишь в страны ближнего зарубежья, а также Турцию и ОАЭ», — говорится в сообщении пресс-службы аэропорта Кольцово.
Снижение же внутреннего пассажиропотока эксперты отрасли объясняют закрытием аэропортов на черноморских курортах, которые традиционно привлекали много пассажиров из регионов. Представители аэропортового бизнеса эту теорию подтверждают. Например, аэропорт Кольцово из-за закрытия южных аэропортов уже не досчитался 32 тыс. пассажиров.
И чем ближе к лету, тем сильнее будет влияние этого фактора. «Согласно прогнозам на май, отрицательная динамика показателей сохранится в связи с ограничением полетов в российские аэропорты юга и центральной части России – именно эти направления традиционно пользовались популярностью в период майских выходных», – говорят представители аэропорта Курумоч.
Ранее мы также писали, что в марте-апреле закрытые аэропорты Юга России могут потерять порядка 2 млн пассажиров. В мае же, в связи с приближением высокого сезона и активным для авиации периодом длинных праздников, они могут недосчитаться еще 1,6 млн пассажиров, если не будут открыты. И это если предположить, что пассажиропоток просто сохранялся бы на уровне прошлогоднего, а не рос как ранее.
СТОЛИЧНЫЕ АЭРОПОРТЫ ТАКЖЕ ТЕРЯЮТ ПАССАЖИРОВ
Региональные показатели в целом соответствуют тем, что демонстрируют столичные аэропорты. В отдельных случаях потери последних даже более заметны.
Так например, если судить по марту 2022, когда кризис уже затронул авиационную отрасль, аэропорт Внуково лишился почти 40% пассажиров от допандемийного количества. Услугами аэропорта воспользовались только 990 тыс. пассажиров против 1,6 млн в марте 2019 года. Статистику за апрель 2022 года аэропорт пока не публиковал.
35% пассажиров в марте 2022 года по сравнению с мартом 2019 года не долетели до Домодедово. При этом на международных линиях произошло почти двухкратное снижение: с 775 тыс. человек за месяц до 346 тыс, если судить по марту. Данные за апрель будут представлены позже в мае, сказали «Вестнику АТОР» в пресс-службе предприятия.
Крупнейший московский аэропорт – Шереметьево – пока не делился производственными показателями за кризисные март-апрель 2022 года, подтвердили «Вестнику АТОР» представители аэропорта.
Также треть от допандемийного числа пассажиров не воспользовалась в 2022 году услугами Санкт-Петербургского аэропорта Пулково. Хотя в этом случае снижение достигается только за счет международных пассажиров. На внутренних линиях за март-апрель 2022 года Пулково обслужил на 5,5% пассажиров больше, чем было до пандемии.
А вот международными рейсами в марте-апреле 2022 года воспользовались в совокупности в 4,2 раза меньше туристов, чем за аналогичный период прошлого года, причем в апреле ситуация усугубилась – международный пассажиропоток снизился почти в пять раз в сравнении с допандемийным: с 515 тыс. пассажиров до 108 тыс. пассажиров.
СНИЖЕНИЕ ПАССАЖИРОПОТОКА ОТМЕЧАЕТСЯ И ПО ОТНОШЕНИЮ К 2021 ГОДУ
Согласно ранее озвученным открытыми источниками данным, российские аэропорты также уже наблюдают снижение пассажиропотока и по отношению к 2021 году.
Так например, пассажиропоток аэропорта Санкт-Петербурга за март-апрель 2022 года сократился на 10% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. При этом растиражированная СМИ совокупная статистика за первые 4 месяца остается положительной благодаря значительному росту в январе-феврале.
Согласно данным РБК упал также пассажиропоток Сочи. В марте 2022 года пассажиропоток аэропорта составил 582,4 тыс. человек, что на 24% меньше по сравнению с мартом 2021 года, когда Сочи обслужил 722 тыс. пассажиров. Статистики за апрель пресс-служба компании по запросу «Вестника АТОР» пока не предоставляет – данные будут позже в мае.
На 8-7% меньше чем в 2021 году пассажиров в марте 2022 года по сравнению с мартом 2021 воспользовались услугами аэропортов Курумоч и Кольцово. В апреле эти показатели усугубились до 25% и 17% соответственно.
ПРЕДПОСЫЛОК К ВОССТАНОВЛЕНИЮ ПАССАЖИРОПОТОКА ПОКА НЕТ
Показатели авиакомпаний и аэропортов формируются по-разному: статистика последних учитывает пассажиров, которые летают рейсами зарубежных перевозчиков, поэтому проседание аэропортового сегмента может быть и более значительным, чем у авиакомпаний.
Поэтому насколько усугубится кризис в целом по году, будет зависеть, от ряда факторов, в числе которых доступность закрытых южных аэропортов – в прошлом году за пиковый сезон июнь-сентябрь они генерировали более 10 млн пассажирского внутрироссийского трафика (то есть 10% от запланированного Минтрансом на год).
Для данного сегмента рынка значительный положительный эффект может дать возвращение зарубежных авиаперевозчиков и расширение маршрутной сети имеющихся.
Кроме того, важно, насколько работоспособной будет новая программа субсидирования пассажирских перевозок. Пока никаких данных об этом нет – она только началась.
Но предпосылок к возвращению к докризисным показателям эксперты отрасли не видят. В качестве оптимистичного для текущей ситуации сценария рассматривается сохранение динамики снижения пассажиропотока, в качестве реалистичного – все более активное проседание производственных показателей.
Фото (с) Dreamstime