«Духовный» туризм с каждым годом постепенно перестает быть прерогативой только лишь паломников, а становится все более привлекательным для обычных путешественников, которые помимо лицезрения архитектуры все больше стремятся «дистанцироваться от мира». Вестник «АТОР» на примере Франции выяснил самые популярные паломнические объекты, и есть ли спрос на них у российских туристов.
Согласно исследованию, проведенному Агентством по развитию туризма во Франции Atout France, французские религиозные объекты ежегодно посещают около 51 млн туристов и паломников. Следует отметить, что на территории Франции расположено более пятнадцати «культовых» городов и монастырско-замковых комплексов - Аленсон, Невер, Мон-Сен-Мишель и т.д.), и не менее 50 000 религиозных зданий (монастырей, аббатств, соборов, церквей, синагог, мечетей), из которых 10 000 относятся к охраняемым историческим памятникам.
Потенциал паломнического туризма во Франции действительно огромен. По данным Всемирной туристской организации, 37% зарубежных путешественников приезжают сюда ради, так называемого, «культурного» туризма. В их программе посещение религиозных объектов играет значительную роль, ведь они представляют 44% «культурного» туризма Франции. При этом, по оценкам, 20 млн зарубежных туристов во Франции так или иначе интересуются именно религиозной тематикой.
Несомненную популярность «духовного» туризма стоит воспринимать как один из современных трендов. Он востребован как среди верующих, так и среди агностиков, представители которых, похоже, больше заинтересованы в исследовании культурного наследия той или иной страны и личных духовных поисках, чем в религии как таковой.
«В настоящее время многие люди стремятся дистанцироваться от современного мира, который зачастую слишком быстр и слишком переоценен. Они хотят отойти от общества потребления, склонны к антиконсьюмеризму, к обмену культурным опытом. Это т.н. slow tourism– объясняет Дидье Арино (Didier Arino) из компании Protourisme. Здесь английское слово slowиспользуется в том же значении, что и в расхожем термине slowfood, противоположном fastfood– «медленный» в значении «спокойный», «традиционный», «релаксационный».
Так, к примеру, группа маршрутов «Путь Апостола Иакова» к могиле святого апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела с каждым годом привлекают все больше туристов – и это совсем не обязательно паломники, следующие сюда с сугубо религиозными целями поклонения.
В настоящее время по «Пути Апостола Иакова» проходят более 200 000 туристов в год, и большое их количество идет по маршруту именно с целью осмотреть природные архитектурные красоты Южной Франции и Испании – ведь в средние века на всем пути паломников воздвигались соборы, монастыри и замки, сохранившиеся и по сей день.
Более того, для таких туристов здесь присутствует и элемент квеста – на всем протяжении маршрута в мостовые и здания для паломников вмонтированы специальные «знаки-указатели» - морские раковины, символ апостола Иакова.
В мировой практике существует различные подходы к определению и содержанию религиозного («духовного») туризма. Иностранные аналитики, а также некоторые российские эксперты придерживаются точки зрения, что в «духовном» туризме существуют два направления: «паломническое» и «познавательно-экскурсионное».
Религиозное наследие Франции славится своим разнообразием, оно интересно не только верующим и паломникам, но и обычным туристам – последних все больше среди посетителей «культовых» мест, а вот настоящих паломников в чисто паломнических центрах – все меньше, отмечают эксперты
«В Лурде, например, многие местные отели сейчас испытывают трудности, поскольку количество предложений существенно превышает спрос. Это связано с общим снижением уровня религиозности в Европе», - подчеркивает Дидье Арино.
Статистика посещаемости культовых объектов и центров Франции, по данным Atout France, выглядит сегодня следующим образом:
· Нотр-Дам в Париже – 12 млн в год
· Сакре-Кер в Париже – 8 млн в год, из них 30% - паломники
· Лурд – более 5 млн в год
· Мон-Сен-Мишель – 3 млн, из них 8% - паломники
· Лизье – 650 000 в базилике Лизье, и 1 млн по местам Святой Терезы в целом
· Шартр – 250 000 паломников, 1,1 млн туристов
СПРОС НА ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ ВО ФРАНЦИИ СРЕДИ РОССИЯН
Несмотря на общемировую тенденцию к распространению slowtourism, в России паломнические туры и маршруты во Франции, судя по всему, практически не пользуются спросом у организованных туристов.
Опрошенные «Вестником АТОР» туроператоры в большинстве своем не предлагают подобные пакеты свои клиентам. Так, по данным туроператора «ВЕДИ ТУРГРУПП», за последние три года не было зафиксировано ни одного запроса на паломнический тур.
В отличие, к примеру, от Италии, где большое количество наших соотечественников активно интересуются святыми местами этой страны и едут в организуемые российскими туроператорами экскурсионные туры, связанные с религиозной тематикой.