Производство собственных самолетов для региональных перевозок – такую программу-максимум озвучил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев участникам совещания по развитию региональных пассажирских авиаперевозок в Новосибирске. По мнению премьера, расширенный лизинг зарубежной авиатехники – временная мера. «Кто-то говорит, что, запрещая эксплуатацию устаревшей российской техники, мы создаем льготный режим для закупки иностранных самолетов. Хочу заметить, что важнейшим приоритетом является безопасность людей, а не другие соображения, даже по поддержке наших производителей», - отметил Медведев. По его предположениям, эту работу могли бы организовать Минпромторг и Объединенная авиастроительная корпорация. Кстати, на развитие малой авиации в этом году было выделено из федерального бюджета 1,9 млрд рублей, и к середине июня четыре авиакомпании заказали через лизинговые контракты 26 самолетов.
С точки зрения премьера, именно количество самолетов – основополагающий показатель для увеличения объема региональных перевозок до советского уровня, когда существовало 5 тысяч региональных маршрутов – сейчас их немного более 1100. В том числе, именно эта мера может увеличить в том числе внутренние перелеты в туристических целях. Однако здесь эксперты с первым лицом правительства не согласны. Развитию региональных рейсов, по их мнению, в первую очередь способствует увеличение платежеспособности населения и соответственно снижение цен авиаперелета. По мировому опыту, для развития сети маршрутов по стране необходимы: конкуренция между авиакомпаниями и появление лоукост-перевозчиков; и отход государства от регулирования рынка коммерческих перевозок.
Увы, российская ситуация «вывернута наизнанку»: Большая часть региональных компаний принадлежит официальному перевозчику, конкуренция фактически отсутствует, лоукостеры старательно «выжимаются» с рынка, возможность авиаперевозчиков зарабатывать на выгодных зарубежных рейсах, одновременно развивая региональную сеть, также жестко ограничивается государством. В целом, результат известен – не так много туристов может себе позволить «летать самолетами» на внутренних линиях, а стоимость билетов в отдельные регионы из-за полного отсутствия конкуренции намного превышает пределы разумного.