Сразу несколько крупных проектов, связанных с Петербургом, за последний год стали на шаг ближе к реализации.
Большинство из них касаются развития транспортной и туристической инфраструктуры и реализуются на федеральные деньги либо за счет инвесторов такого же масштаба. Внушительные суммы и стоимость заемного финансирования мотивирует выдерживать заявленные сроки, а то и ускоряться.
Заметно продвинулся за последний год проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Москвой и Петербургом. В июле было подписано концессионное соглашение на строительство. В конце декабря синдикат кредиторов, включающий Совкомбанк, Сбербанк и ВТБ, подписал документы о закрытии этапа финансирования проекта. Общая стоимость составляет более 2 триллионов рублей, кредиторы предоставляют более половины этой суммы.
На территории Петербурга в рамках проекта надо будет строить дополнительные пути, терминал у Московского вокзала и тоннель под железнодорожными путями.
Заказчиком подвижного состава, способного развивать скорость до 400 км/ч, выступает группа ГТЛК. Организацию перевозок планируется возложить на ООО «ВСМ-400», которое сейчас принадлежит «Московскому метрополитену». С вводом ВСМ в 2028 году «Сапсаны» перестанут ходить между Москвой и Петербургом.
Соглашение о создании туристического кластера «Санкт-Петербург марина» город подписал с «Яхт-клубом Санкт-Петербурга», связанным с «Газпромом» и «Корпорацией Туризм.РФ» летом 2024 года. Хотя сам проект обсуждается и анонсируется уже несколько лет, только в этом году стали известны его конкретные параметры. Так, в рамках первого этапа, который предполагается завершить уже в 2026 году, будут построены школа яхтенного спорта и яхт-клуб. В рамках второго этапа, предварительный дедлайн по которому 2030 год, планируется создание общественных пространств, в том числе набережные и парковая зона вдоль Финского залива.
Объем инвестиций составит около 250 миллиардов рублей, из которых на обеспечивающую инфраструктуру приходится порядка 89,7 миллиарда рублей (ранее назывались цифры 210 и 45 миллиардов соответственно). Чтобы отвезти миллион туристов в Горскую, а местных — в Сестрорецк, город и инвесторы намерены построить новую магистраль от Приморского района и несколько раз перепрыгнуть развязками через железную дорогу.
«Газпром» анонсировал видеороликами появление второго и третьего небоскребов в Лахте еще в 2021 году. Летом 2024 года визуализацию новых башен показали президенту Владимиру Путину. А на ПМЭФ правительство Петербурга и «Синергия» заключили соглашение о строительстве «Лахта Центра — 2» и «Лахта Центра — 3». Высота одного из них может составить 555 метров, второго — 703 метра. Для сравнения, высота «Лахта Центра» — 462 метра.
Под «Лахта Центр — 2» уже начали расчищать земельный участок. Проект планировки территории должны разработать до апреля 2025 года.
В конце декабря 2024 года открылось движение по Витебской развязке ЗСД, которая одновременно является первым этапом Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД).
Проект новой трассы, изначально носившей название Восточного скоростного диаметра, начали обсуждать в 2017 году. В 2021-м забили первую сваю под Витебскую развязку.
Концессионное соглашение по строительству II–IV этапов ШМСД подписали в ноябре 2024 года. В соответствии с ним второй этап протянется от Витебского до Софийской улицы; третий — до улицы 2-й Луч; четвертый разбит на три очереди, включающие мост через Неву, и дойдет до Кольцевой. Стоимость составит порядка 240 миллиардов рублей, которые распределят между собой концессионер, городской и федеральный бюджеты. Запуск запланирован на 2029–2031 годы.
Подготовка к проектированию линии Купчино — Славянка — Шушары стартовала еще в 2016 году. В 2022 году было подписано концессионное соглашение и началось строительство.
Под конец 2024 года завершили надвижку пролета крупнейшего путепровода трамвайной линии, который пройдет третьим уровнем — над КАД.
Первый участок, от Купчино до Шушар, по-прежнему планируются завершить в 2025 году, но разрешение на строительство продлили до 2026 года. Второй этап рассчитывают сдать в 2026-м.
Протяженность всей линии составит 21 км, а поездка от «Купчино» до микрорайона Славянка продлится 30–40 минут.
Реконструкция оранжерей Таврического сада приближается к финалу, хотя и не такими быстрыми темпами, как ожидалось. Проект реализует Фонд поддержки социальных инициатив «Газпрома». Объем инвестиций — не менее 700 миллионов рублей. По условиям концессионного соглашения, открыться новое пространство должно не позднее 1 июля 2025 года. Но ранее в Смольном говорили, что работы планируется закончить досрочно — в 2024-м. Но этого не произошло: запуск ожидается в первой половине 2025 года.
Кроме оранжерей, в общественном пространстве появится балетная школа, выставочный и концертный залы, ресторан, детский центр и другие объекты.
Летом 2024 года открылась четвертая очередь музейно-исторического парка «Остров фортов» — прогулочная зона площадью 4 га с арт-объектами и пространствами для занятий спортом.
Работы на фортах «Петр I», «Кроншлот» и «Александр I» подходят к завершающей стадии. Открытие первых двух запланировано на 2025 год, третьего — на 2026-й.
«Петр I» уже обзавелся резидентами — девелопер ГК «Ташир» (владеет ТК «РИО» на Фучика) в мае 2024 года взял форт в аренду. «Кроншлот» станет местом для торжественной регистрации брака. Форт «Александр I», похожий на форт Боярд, станет местом съемки телевизионного шоу. Также в нем появится музей борьбы с инфекционными заболеваниями (другое название форта — «Чумной»).
У Петербурга появилась надежда на возобновление паромного сообщения с Калининградом, которое прервалось в 2010 году. Ожидается, что грузо-пассажирские рейсы между портом Морской фасад и Пионерским запустят уже в январе 2025 года.
О запуске региональной судоходной компании Смольный заговорил еще в мае 2017 года — под эгидой возрождения отечественного судоходства на Балтике. В 2019 году была создана компания ООО «Балтийские пассажирские линии», принадлежащая городу. Потенциальным подрядчиком готова была выступить Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Судно хотели получить уже к 2024 году, но проект так и не реализовался.
Затем на роль перевозчика прочили «Принцессу Анастасию», которая лишилась возможности заходить в европейские порты. Но ее владелец счел сообщение с Калининградом малорентабельным. На линию ждут паром «Антей». Сейчас он перевозит грузы между Пионерским и портом Усть-Луга.
Программа под условным названием «Шесть мостов» стартовала в Петербурге при Валентине Матвиенко. В новый Генплан попало пять переправ, Александр Беглов обещал, что они появятся до 2040 года.
Пока ближе всего к реализации Большой Смоленский мост в створе одноименного проспекта и улицы Коллонтай. Контракт на строительство за 40 миллиардов рублей подписали весной 2024 года. Запуск всего комплекса — вместе с развязками на проспекте Обуховской Обороны, Октябрьской набережной и Дальневосточном проспекте — запланирован на 2027 год.
Всего в новом Генплане также числятся мосты в составе Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), Арсенальный мост и Ново-Адмиралтейский мост и Орловский тоннель.
Перипетии вокруг «Конюшенного ведомства» тянутся еще со времен Валентины Матвиенко. В 2022 году у здания появился арендатор в лице ООО «Ведомство» (ранее «Бахчасарай»). К лету 2024 года компания должна была разработать и согласовать проект реставрации, а в течение семи лет — отреставрировать с приспособлением к современному использованию. Но к работам не удалось приступить из-за судебных споров с другими претендентами.
В конце декабря «Ведомство» заключило мировое соглашение с КГИОП, обязавшись разработать проект до конца 2025 года и отреставрировать здание до конца 2030-го. В ходе прямой линии губернатор Петербурга Александр Беглов заявил, что там появится культурное пространство.
Фото Фонтанка / Kremlin.ru