Мелкие авиакомпании могут исчезнуть. Заплатят за это пассажиры

Вице-премьер России Игорь Иванов предложил запретить заблаговременную продажу авиабилетов и поддержал предложение Росавиации закрыть авиакомпании, имеющих в своем распоряжении менее 20 самолетов. По словам Иванова, это поможет защитить пассажиров от внезапного банкротства авиаперевозчиков. Эксперты уверены, что такие меры приведут к росту тарифов, монополии на рынке авиаперевозок и социальной нестабильности в государстве. Поводом для столь радикальных предложений вице-премьера послужило банкротство авиакомпании "Континет", в результате которого сотни пассажиров не смогли этим летом вылететь по месту назначения. В частности, в конце июля полностью прервалось сообщение Барнаула с Анапой, Норильском, Красноярском, Уфой и Иркутском. "Авиакомпании-"живопырки" не должны существовать в принципе, то есть компании, которые владеют 2-6 самолетами, не должны работать на рынке пассажирских перевозок", - заявил вице-премьер, добавив, что "сомнительным" компаниям надо запретить продавать билеты заранее. Критерии сомнительности Иванов, правда, не уточнил. Если предложения вице-премьера будут приняты, "мы оставим население без конституционного права на свободное передвижение", - сказал обозревателю РИА Новости президент фонда "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов. "Убийственный шаг" По данным вице-премьера, в настоящее время 98% авиапассажиров перевозят крупные компании, а на долю мелких приходится лишь 2% пассажиров. Вопрос в том, кто возьмет на себя перевозку этих двух процентов, если мелкие компании уйдут с рынка. Ответ далеко не так очевиден, как кажется. Авиакомпании, имеющие в своем распоряжении 20 и более самолетов, работают в основном на маршрутах, соединяющих крупные административные центры. А вот перевозчики, организующие авиасообщение между мелкими населенными пунктами в отдаленных регионах, не могут похвастаться богатым авиапарком. Если предложение вице-премьера будет принято, то под удар попадут именно они. А вместе с ними и миллионы россиян, живущих в городах и деревнях, где нет ни железных, ни автомобильных дорог, предупреждает Олег Смирнов. "В регионах есть населенные пункты, куда можно добраться только самолетом", - отметил Смирнов, подчеркнув, что туда летают как раз небольшие авиакомпании. "К чему повлечет лишение права граждан на свободное передвижение? Эти граждане просто уедут [из населенных пунктов, с которыми будет прервано авиасообщение], - рассуждает эксперт. - Практика показала, что вместе с последним огнем взлетно-посадочной полосы гаснет и последняя лампочка в этом населенном пункте, и идет массовый отъезд людей с этих территорий". По данным Смирнова, за последние 20 лет в России было ликвидировано около тысячи аэропортов, три миллиона человек покинули Дальний Восток и Сибирь после того, как авиасообщение с рядом населенных пунктов было прервано. Если мелкие авиаперевозчики, обслуживающие отдаленные уголки страны, будут ликвидированы, крупные компании, такие как "Аэрофлот" и "Трансаэро", вряд ли захотят взять эти перевозки на себя, полагает Смирнов. "Зачем "Аэрофлоту" нужно летать по деревням в Сибири?", - интересуется эксперт. Председатель редакционного совета журнала "Авиатранспортное Обозрение" Алексей Комаров со своей стороны уверен, что государство не пойдет на такой "убийственный шаг" как ликвидация авиасообщения в регионах. Эксперт предполагает, что власти обяжут тот же "Аэрофлот" "купить все эти мелкие авиакомпании, втянуть их в себя", ну а связанные с этим затраты лягут на плечи пассажиров, поскольку компаниям придется повысить тарифы. Платят все? Другое предложение Иванова - запретить небольшим компаниям продавать билеты заблаговременно - нанесет сокрушительный удар по перевозчикам, поскольку авиакомпании оплачивают сегодняшние перевозки за счет будущих продаж. "Это ухудшит финансовое положение небольших авиакомпаний", - пояснил РИА Новости главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий. Как правило, авиакомпании открывают продажи билетов за полгода-год до даты вылета. Запрет на заблаговременную продажу не только лишит пассажиров низких тарифов, но и приведет к повышению базовых, уверен Алексей Комаров. Он напомнил, что авиационный транспорт носит сезонный характер, то есть в летнее время количество полетов резко увеличивается, а в зимнее (до новогодних каникул) пассажиропотоки уменьшаются. "Август, например, для авиакомпаний очень плохой месяц, потому что билеты на эти перевозки в августе уже давным-давно проданы, деньги за них получены, а приток новых денег от билетов [которые продаются на октябрь-ноябрь] очень маленький", - отметил он в беседе с обозревателем РИА Новости. В России наблюдается тенденция к концентрации авиационного рынка и искусственному уменьшению количества участников, а это неизбежно приведет к новым тратам, которые будут окупаться за счет пассажиров, говорит Комаров. "Мы хотим обеспечить полную гарантию пассажиру, который заплатил свои деньги, что он будет довезен из пункта А в пункт Б. А сколько придется заплатить пассажиру за подобного рода защиту?", - задается эксперт резонным вопросом. Любые меры по искусственному внедрению в рынок подобных инициатив имеют два возможных последствия: либо участники рынка будут хеджировать эти риски за счет повышения тарифов, либо эти риски будет брать на себя государство, говорит Комаров. В первом случае затраты будут включены в стоимость билетов, во втором - лягут на плечи налогоплательщиков независимо от того, пользуются они услугами авиаперевозчиков или нет, то есть "вся страна будет платить за тех, кто пользуется услугами авиаперевозчиков", - резюмирует эксперт.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Авиаперевозки»

Ноябрь 22, 2024 - 17:53

Нас опять пугают: из-за технических проблем перестали летать половина из импортных Airbus neo — 34 из 66 таких бортов, которые есть в наличие у российских авиакомпаний. О чем вообще речь и насколько это страшно для обычных авиапассажиров?

Что это за самолеты.

Сразу уточним для уже испугавшихся, что вдруг в России летать больше не на чем: речь не о всех «эйрбасах», как уже сообщили некоторые телеграм-каналы. А об определенных, самых новых, модификациях двух конкретных моделей среднемагистральных самолетов — А320neo и A321neo.

Чтобы было понятнее, у «Аэрофлота», например, как следует из данных на его сайте и портале Росавиации, насчитывается 93 А320 и А321 разных модификаций. Из них только 8 - именно Neo.

 

Ноябрь 21, 2024 - 07:12

25 ноября авиакомпания Etihad Airways объявит о масштабном расширении полетной программы – перевозчик добавит в маршрутную сеть еще 10 пунктов назначения.

 

Ноябрь 18, 2024 - 22:05

Впервые в истории празднования российского Нового года день рождения Деда Мороза прошел в небе – во время выполнения рейса «России» (Группа Аэрофлот) 18 ноября.

 

Ноябрь 18, 2024 - 20:58

Etihad Airways готовится к важному этапу в своей истории: авиакомпания включит в свою маршрутную сеть десять новых направлений.