Когда Нир Баркат (Nir Barkat) охватывает взглядом родной Иерусалим, ему открываются бесконечные горизонты неизведанных возможностей. И тогда воображение рисует Баркату новый центр мирового туризма, не хуже Нью-Йорка, Парижа или Лондона. Бывший владелец венчурной компании, а ныне мэр города трех религий уверен в успехе своего очередного предприятия. Но мы не случайно вспомнили о том, что именно в Иерусалиме берут свое начало христианство, иудаизм и ислам. В городе, известном своими религиозными распрями не меньше, чем достопримечательностями того же свойства, воплотить такую мечту в реальность будет не просто. Но Баркат, рассуждающий так, как будто в нем по-прежнему говорит канувший в лету бизнесмен, утверждает, что в его распоряжении имеется товар, который без труда завоюет рынок. С верой, в которой его укрепляет, наверное, Господь, он обещает в течение предстоящего десятилетия утроить число туристов в Иерусалиме.
«На свете очень мало городов, которые могли бы сравниться с возможностями города, увидеть который хотя бы раз в жизни мечтают свыше трех с половиной миллиардов жителей планеты», - рассуждает Баркат в одном из интервью, добавляя, что «как бренд Иерусалим вообще не сравнится ни с одним другим самым мощным брендом».
Занявший кресло мэра 3.5 года назад пятидесятидвухлетний Баркат возглавляет многообещающий проект развития города, который уже добавил Иерусалиму спортивных и культурных событий, а также открыл монорельсовую дорогу, оживив давно забытый городской центр и увеличив на треть (по данным Министерства по туризму страны) въездной турпоток. Так, только в апреле во время празднования христианской и иудейской Пасхи в Святом городе ждут до трехсот тысяч гостей. А в прошлом году здесь (по информации Барката) побывало около 3.5 миллионов туристов – показатель, превосходящий статистику израильского Минтура, оценившего турпоток в город в 2.7 млн. человек. Дело не в фальсификации, а том, что, во-первых, невозможно точно сосчитать тех, кто приезжает в Иерусалим всего на день, не оставаясь на ночь в гостинице.
Если Париж и Нью-Йорк принимают у себя целых 50 миллионов туристов в год, Баркат готов «довольствоваться» десятью миллионами, то есть сравниться по ежегодному турпотоку с Римом, хотя, спешит уточнить мэр Иерусалима, это «только верхушка айсберга, поскольку, по его оценкам, город способен на грандиозные достижения».
Если верить тому же Министерству туризма Израиля, утверждающему, что Иерусалим обеспечивает до 80 процентов всего турпотока в Израиль, город автоматически и по всем законам логики занимает лидирующие позиции среди туристических направлений всей страны и, как говорят в Минтуре, находится в фокусе его усилий, предпринимаемых для продвижения страны на международном рынке.
У большинства людей при одном только упоминании Иерусалима в душе возникают поистине божественные ассоциации. Святой город для иудеев, христиан и мусульман, город и сегодня хранит отзвуки шагов ходивших по здешним улочкам в незапамятные времена праотцов Святого Завета. Именно в Иерусалиме находятся такие святыни, как Западная Стена, Храм Гроба Господня и Храмовая гора, с возвышающимся над ней золотым куполом.
Каждый булыжник его мостовых пронизан историей и тайной, интрига чувствуется и в калейдоскопе бесконечных рынков и рыночков, и в холмах, опаленных вековечным солнцем. Здесь же работает библейский зоопарк. Город поражает и своей бурной ночной жизнью, замечательными кулинарными художествами, а также тем, что именно здесь открыт ведущий в мире Университет иудаики и Музей Холокоста «Яд Вашем».
Но, как сказал поэт, нет мира под оливами, и современный Иерусалим вынужден страдать от проблем, как и достопримечательности, восходящих к его многовековой истории. Во-первых, Иерусалим считается одним из самых бедных израильских городов, нищету можно наблюдать как в районе проживания иудеев, так и в арабском секторе. А, чуть ли не в прямом смысле этого слова, допотопная дорожная развязка не вяжется с современным трафиком, часто вызывая многочисленные пробки. Сложно складываются отношения не только между иудеями и арабами, но и между самими иудеями, представляющими одни ортодоксальное, другие - светское крыло.
Любая попытка модернизировать городскую инфраструктуру, сколь бы благими не были намерения автора идеи, рискует вызвать взрыв негодования политиков. В этом Баркат убедился, что называется, на собственном опыте, когда ему пришло в голову перестроить обветшавший арабский квартал, расположенный за стенами Старого города. Предложение было встречено неистовым шквалом «ату, его ату» со стороны местных жителей, поспешивших обвинить мэра в попытке установить незыблемый контроль Израиля над оккупированной во время войны 1967 года восточной частью города, которую палестинцы считают своей столицей.
Известно, что сами израильтяне, считающие Иерусалим единой и неделимой столицей государства, аннексировали восток города и удерживают его, несмотря на отказ мирового сообщества признать такое положение дел. В итоге на оккупированной территории совместно проживают 200 тысяч евреев и 300 тысяч палестинцев. Еще триста тысяч детей Давида живут на западе Иерусалима, в этом многоликом и готовом вспыхнуть в любой момент как спичка мегаполисе (по местным меркам), насчитывающем миллион жителей.
Первый же появившийся здесь экскаватор взорвал бурей эмоций и иерусалимских «ультра» из числа правоверных иудеев, противящихся любому строителю, который, как они утверждают, рискует нанести непоправимый ущерб древним могилам евреев-прародителей. А они (захоронения), в городе с тремя тысячелетиями истории, встречаются чуть ли не на каждом шагу.Проблем немало и у мирян, прежде всего, у туроператоров, сетующих на то, что катастрофический дефицит номерного фонда в отелях, как и отсутствие свободного пространства в сочетании с бесконечными пробками и жалкими парковками вызывают всеобщую и почти непреодолимую стагнацию. Отсутствие отелей похлестывает рост цен. «В хорошей гостинице сутки стоят, как минимум, 450 долларов. В том виде, в каком мы сегодня его наблюдаем, Иерусалим никогда не реализует свой потенциал»,- говорит австралийский бизнесмен Кевин Бермейстер, предложивший независимый «план генерального развития» в надежде улучшить ситуацию в городской туристической отрасли. Главным тормозом Бермейстер считает отсутствие инфраструктуры и гостиниц, которые, появись они здесь, обеспечили бы до 10 миллионов туристов год.
Речь не идет о скоропалительных решениях, способных в корне изменить ситуацию как по мановению волшебной палочки. «Все банально просто: нужно постоянно вкладывать в строительство, нужно постоянно вкладывать в дороги». Бермейстер, среди заслуг которого и финансовое участие в создании знаменитой теперь Интернет-системы «Скайп», пожалуй, имеет право на свое мнение. Бермейстер говорит, что уже составил список архитекторов, планировщиков и археологов, которых он готов подключить к реализации так называемого плана «Иерусалим 5800», предусматривающего продуманную застройку Иерусалима, модернизацию дорожно-транспортной системы и строительство с этой целью многочисленных туннельных развязок, а также международного аэропорта. Рассчитанный на четверть века план поступательного развития обеспечит рабочими местами и арабов, и иудеев. «Никакой политики, сплошная экономика»,- поясняет Бермейстер свои намерения. «Главное – вывести город из губительной для него нищеты». Многие наши идеи можно реализовать, другие, вроде строительства аэропорта на Западном берегу, пока что представляются мечтой». Любопытно, что ни Баркат, ни чиновники из Министерства по туризму Израиля, не прокомментировали проект. Правда, мэр Иерусалима отметил, что по многим направлениям, его предложения совпадают с теми, что высказал Бермейстер. Баркат высказал также надежду на то, что развернутое сейчас строительство приведет к 20%-ному (до 12 тысяч) увеличению номерного фонда городских гостиниц, а финансовые вливания в частный сектор отельного бизнеса позволят в ближайшее десятилетие удвоить число мест в таких заведениях. В настоящее время девелоперы и архитекторы занимаются разработкой и реализацией проекта строительства бизнес-центра с отелем на 2000 номеров и конгресс-залами, рассчитывая привлечь в город весьма доходный бизнес-туризм. Строится в Иерусалиме и мощный спортивный комплекс, в составе которого будет и футбольный стадион, а также баскетбольная площадка с ареной на 11 тысяч зрителей, и олимпийского масштаба плавательный бассейн, одним словом, все, что необходимо для проведения соревнований международного уровня. По словам мэра, комплекс будет введен в строй в следующем году.
Говоря о том, что при всех ужасах движения, Иерусалим все-таки выглядит значительно лучше на фоне других мегаполисов, Баркат спешит отметить, что на развитие городской дорожно-транспортной инфраструктуры уже выделены миллиарды долларов, которые поступят в ближайшие несколько лет. Средства аккумулируются как за счет национального бюджета, так и частных источников.
Что касается краткосрочной перспективы, стайер (в прямом смысле) Баркат, известный к тому же своим фанатичным отношением к культуре, уже успел наводнить город самыми разнообразными уличными ярмарками и спортивными мероприятиями. Так, в прошлом месяце в Иерусалиме во второй раз прошел ежегодный марафон, в котором приняли участие полторы тысячи бегунов из зарубежных государств. «Сам факт того, что то или иное событие совершается именно у нас, уже производит массивное впечатление и создает мощный посыл инвесторам, сообщая им о нашей готовности к сотрудничеству»,- говорит Баркат.
Несколько иначе оценивает ситуацию Гал Мор, которому в Иерусалиме принадлежит скромная гостиница «Abraham Hostel», рассчитанная на странствующих туристов-«кочевников» и небогатых путешественников. «Много движений, да мало достижений»,- утверждает он, имея в виду планов громадье и отсутствие в работе мэра реальных результатов. Конечно, Мор очень хвалит Барката за то, что тот взялся за туризм, другое дело, что сам туризм по-прежнему вязнет в бюрократической волоките, так что никаких подвижек в этом направлении пока что не ощущается. К тому же, по мнению Мора, правительству давно следовало бы учредить страховой фонд для защиты отельного бизнеса на случай военных действий. Убедившись в том, какой урон нанесло отельерам палестинское восстание десятилетней давности, Мор и сегодня ставит очередную войну на первое место среди угроз развитию туризма. И в чрезмерном пессимизме обвинить его как-то даже рука не поднимается. Взять хотя бы случай, который здесь наблюдали в прошлом месяца, когда в районе легкого метро произошли сразу два вооруженных конфликта на религиозной почве, в ходе одного из них ножевые ранения получила солдат-срочница израильской армии. А на этой неделе вооруженный топором араб ранил еврея-ортодокса в районе Старого города.
Баркат говорит, что денно и нощно работает над тем, чтобы обуздать бюрократов. Не преминет он с особой настойчивостью еще раз подчеркнуть, что Иерусалим «куда как спокойнее» по сравнению с большими городами США. Хотя, конечно, и не отрицает факты насилия, которые тут же попадают в заголовки СМИ.
«Сражаться за образ было трудно во все времена, но лучшим нашим оружием будут те три с половиной миллиона туристов, которые ежегодно станут отправляться из Иерусалима к себе домой. Вот наша отправная точка»,- говорит он.