Столицу Финляндии часто приводят в пример побратиму Петербургу как динамично развивающийся современный европейский город. «БалтИнфо» расспросило мэра Хельсинки Юсси Паюнен, чем живет и как управляется соседний столичный регион.
«Антигейский» закон дружбу не испортил
- В этом году отмечается 20-летие побратимских связей между Петербургом и Хельсинки. Как вы оцениваете это сотрудничество?
- В конце апреля мы отмечали эту дату здесь, в Хельсинки, во время Дней Санкт-Петербурга, на которые приезжал губернатор господин Полтавченко. Наши отношения развиваются успешно, у нас большой опыт в прошлом, а также новые направления сотрудничества. Конечно, самая значимая тема за последние 20 лет – это совместная работа по очистке Финского залива и Балтийского моря. Водоочистные службы Хельсинки и петербургский «Водоканал» сотрудничают очень успешно.
- Какие направления вы бы отметили как особо перспективные?
- Все, что мы можем делать для развития туризма. Поезд «Аллегро» и паромные линии очень способствуют притоку гостей: теперь туристы приезжают не отдельно в Петербург или в Хельсинки, а могут посмотреть весь регион. Поэтому здесь необходимо дальнейшее сотрудничество между двумя нашими городами.
- Как влияют на двусторонние отношения визовые вопросы?
- Финские власти оптимизировали выдачу виз в России, создав визовый центр и выдав уже около миллиона виз. Возможная отмена виз будет означать значительное увеличение числа туристов. Никто не знает, какими будут эти цифры, но это серьезная выгода для Хельсинки. Что же касается инициативы по отмене виз, то город Хельсинки ничего сделать не может – это вопрос, который касается отношений России и Европейского союза.
- Но может ли Хельсинки инициировать 72-часовой безвизовый въезд для тех, кто прибывает на паромах? Эта практика хорошо себя зарекомендовала в Петербурге.
- Я всегда говорил, что лучшее решение – отменить визы между Россией и Финляндией. Но предлагать что-либо самостоятельно мы не можем. Если есть возможность организовать безвизовый въезд, этим должны заниматься политики другого уровня.
- Есть ли взаимопонимание между властями Хельсинки и Петербурга?
Да, мне кажется, мы хорошо понимаем друг друга. Мы много раз встречались, обменивались делегациями, хорошо понимаем наши перспективы, а также те проблемы, которые есть в наших городах.
- В Петербурге был принят скандальный закон, запрещающий ЛГБТ-пропаганду среди несовершеннолетних. Против него выступила группа депутатов городского совета Хельсинки. Повлияет ли это на отношения между нашими городами?
- Этот закон обсуждался в финской прессе. Но город Хельсинки никак не участвует в законотворческой деятельности других городов. Ответственность за те законы, которые принимаются в Петербурге, несет глава города или же те, кто принимает решения.
- Знаете ли вы, что депутаты городского совета предлагают разорвать отношения между Петербургом и Хельсинки из-за этого закона?
-Да, разумеется, это официальная инициатива городского совета Хельсинки. Мы в мэрии Хельсинки сейчас готовим ответ депутатам.
- И в чем заключается ваша позиция?
- К сожалению, я не могу об этом говорить, поскольку ответ еще готовится. Мы изучаем предложение депутатов и только затем дадим ответ. Думаю, что официальная реакция городского совета Хельсинки на принятый в Петербурге закон будет оформлена в сентябре этого года.
Транспорт: метро и тоннель
- Давайте поговорим о сотрудничестве в регионе. Что сейчас связывает Хельсинки с Таллином?
- Главный фактор - это расстояние. От нашего города до Таллина 70 километров. Благодаря паромным линиям поездка занимает 2 часа. Эти связи становятся настолько тесными, что мы называем Таллин и Хельсинки городами-близнецами. Например, на строительных площадках нашего города примерно треть рабочих из Эстонии. Финские туристы по выходным отправляются в Таллин за покупками. Паромы перевезли за год семь с половиной миллиона пассажиров. Таким образом, основные связи между городами создают сами жители.
- Есть проект создания тоннеля между Хельсинки и Таллином. Это реалистичная задумка?
- Хельсинки очень заинтересован в проекте, который называется «Rail Baltiсa» - строительство прямой железнодорожной ветки между Таллином и Берлином. И поскольку Таллин рядом с Хельсинки, было бы оптимально соединить два берега тоннелем. Однако это сооружение стоит очень дорого. И до открытия «Rail Baltiсa» говорить о тоннеле между нашими городами очень рано.
- Но можно ли назвать какие-то сроки?
- Я надеюсь, что первая часть «Rail Baltiсa» будет построена в течение ближайших 10 лет. В таком случае тоннель может появиться в ближайшие 20-30 лет. Впрочем, на карте Хельсинки уже зарезервировано место для входа в тоннель, сейчас там проводятся инженерные изыскания.
- Что получит Хельсинки, если тоннель будет построен?
Главное преимущество - быстрое железнодорожное сообщение с Центральной Европой. Хельсинки выиграет очень много, как и весь регион Финского залива.
- В таком случае, видите ли вы общее будущее Петербурга, Хельсинки и Таллина?
- Да, если мы говорим о перспективах, то самые тесные связи образуются межу тремя этими городами - не только туризм, но и грузовые перевозки. Если говорить о «Rail Baltiсa», то Петербург тоже заинтересован в этой железнодорожной линии.
- Сейчас в Хельсинки строится новая линия метро. Для Петербурга метро является главной транспортной артерией. Какую роль играет метро в Хельсинки?
- Мне кажется, перед Петербургом и Хельсинки стоят примерно одинаковые вызовы. Если в Петербурге насчитывается 5 миллионов человек, то в столичном регионе вместе с Вантаа, Эспоо и другими городами проживает 1,4 млн человек. И численность населения продолжает расти. В этих условиях, чтобы оставаться успешным городом, нам необходимо развивать инфраструктуру. С большими транспортными потоками может справиться только рельсовый транспорт. Помимо метро мы вкладываем деньги в скоростной трамвай и пригородные поезда.
- В какую сумму обойдется новая ветка метро?
- Если говорить о первой очереди новой линии на Запад, то это чуть менее 1 млрд евро. Для второй очереди еще нет оценок. Новая ветка на Запад будет открыта в 2015 году, т.е. через два года.
- Откуда вы берете деньги на метро? Это всегда огромная нагрузка для бюджета.
- Необходимо помнить, что это долгосрочные инвестиции. У нас три источника финансирования: городской бюджет Хельсинки, бюджет соседнего города Эспоо (именно туда идет новая линия), а также национальный бюджет. Государство оплачивает 30%, все остальное - деньги двух городов. Городские расходы распределяются следующим образом: половину необходимой суммы мы получаем от пассажиров (она заложена в стоимость проезда), вторая половина — деньги налогоплательщиков.
- Были ли споры по поводу размера государственной поддержки?
- То, что государство заплатит 30%, было решено в результате переговоров. Все стороны понимали, что город развивается и строительство новой ветки метро является необходимостью. Чем выше плотность городского населения, тем больше потребность в метро.
- Как вы взаимодействуете с соседним городом Эспоо по вопросу строительства метро?
- Для этих целей нами создано совместное предприятие. Такая форма собственности позволяет эффективно сотрудничать и вкладывать средства в строительство метро.
- Город Эспоо - один из самых богатых муниципалитетов Финляндии. Связано ли с этим его участие в проекте?
- Город Эспоо оплачивает строительство той ветки, которая идет к ним. За ветку, которая идет в Хельсинки из Эспоо, платит город Хельсинки. Конечно, один из самых богатых муниципалитетов страны может нести расходы в таком крупном инвестиционном проекте.
Небоскребы и русские иммигранты
- Столичный регион образуют несколько муниципалитетов. Как вы с ними взаимодействуете?
- То, что столица фактически разделена на 4 муниципалитета, затрудняет принятие совместных решений. У нас есть два уровня взаимодействия. Первый – это метрополия, в которую входят муниципалитеты Хельсинки, Эспоо, Вантаа и Кауниани. Также у нас есть взаимодействие на региональном уровне. Помимо четырех муниципалитетов, которые я уже назвал, есть еще 10 муниципалитетов.
Мы стараемся преодолеть проблемы, самостоятельно налаживая сотрудничество. Я, в частности, по собственной инициативе провожу много времени с мэрами соседних городов. Мы встречаемся несколько раз в месяц и обсуждаем актуальные вопросы. Например, сокращение количества муниципалитетов в Финляндии, обеспечение безопасности, реформа образовательных учреждений.
- Как это происходит на практике? Аэропорт Хельсинки находится в соседнем муниципалитете Вантаа. Например, как организуется транспортное сообщение между городом и аэропортом?
- Это вопрос к отделам планирования двух городов. Сначала они обсуждают будущие транспортные связи, затем вопрос выносится на региональный уровень и, при необходимости, на национальный уровень. Так работает эта система.
- Планируете ли вы строить небоскребы в Хельсинки?
- Да, но не такие, как в Шанхае или в Москве. Здания в 100 этажей – это не для нас, возможное решение - 40-50 этажей. На рассмотрение городского совета вынесен проект строительства в Западной гавани 33-этажного отеля. И мы обсуждаем, стоит ли ради этого менять городской план. Также мы планируем возвести район высотных зданий в Пасила, это довольно далеко от центра города. В конечном счете, все зависит от спроса и предложения на рынке недвижимости.
- Петербуржцы считают Хельсинки благополучным городом. Тем не менее, какие проблемы нужно решать в Хельсинки в первую очередь?
- Первая проблема – рост численности населения и увеличение количества мигрантов. Доля приезжих растет очень быстро. Если в 1990 году было 2% таких жителей, сейчас - 10-11%, а уже через 15 лет каждый четвертый житель Хельсинки окажется иммигрантом. И проблема в том, что в этой группе населения очень высокий уровень безработицы - в три раза выше, чем среди остальных столичных жителей. Проблемы с трудоустройством у молодого поколения в том числе.
- В столичном регионе живет много выходцев из России. К ним это относится?
- Если мы говорим о тех, кто говорит по-русски или по-эстонски, с ними ситуация достаточно благополучная. Культурные различия не являются столь значительными, поэтому интеграция идет довольно хорошо. Проблемы возникают с теми группами мигрантов, которые приезжают издалека. Поэтому русскоговорящее население не представляет никаких проблем.
- Если все так хорошо, то почему в городском совете есть депутаты-иммигранты из дальних стран, но нет русскоязычных?
- Это не ко мне вопрос, поскольку я не влияю на результаты голосования. Оно состоялось в октябре прошлого года, и горожане сделали свой выбор. Если говорить о деловой активности, а не политической, то русскоязычные значительно более заметны, чем несколько лет назад. В частности, они сейчас занимают более престижные посты в компаниях. Уверен, что по мере развития отношений между Петербургом и Хельсинки необходимость в русскоязычных сотрудниках будет увеличиваться.