Немецкая авиакомпания Lufthansa запретила использование меток Apple AirTag на борту своих самолетов. Заявлено, что сделано это по соображениям безопасности полетов. Эксперты склонны считать эту меру "запретом ради запрета".
Во время перелетов багаж пассажиров нередко теряется, поэтому для отслеживания его местоположения люди используют трекеры Apple AirTag. Однако из соображений безопасности авиаперевозчик потребовал отключать AirTag при транспортировке.
Метки Apple и другие подобные устройства относятся к категории портативных электронных устройств с функцией передачи данных, поэтому подпадают под действие правил перевозки опаcных грузов Международной организации гражданской авиации (ICAO), уверены в Lufthansa.
По данным издания One Miles at a Time, Lufthansa стала первым авиаперевозчиком, который ввел запрет на использование Apple AirTag. Следом с аналогичным запретом выступила Austrian Airlines, входящая в группу Lufthansa. Метка Apple AirTag представляет собой брелок со встроенной батарейкой CR 2032. Компания обещает год автономной работы, после чего батарейку можно поменять.
Для работы AirTag Apple использует технологию Ultra Wideband, которая значительно повышает точность позиционирования - вплоть до нескольких сантиметров. В России эти частоты не были лицензированы для использования. С подачи Apple проводилось тестирование, но после ухода компании с рынка процесс остановился. Так что в России AirTag работает при помощи технологий Bluetooth и NFC - метка "сканирует", какие iPhone находятся рядом с ней, и через них и на основании их геолокации передает свое местоположение "хозяину".
Можно предположить, что в Lufthansa опасаются того, как Ultra Wideband-частоты могут повлиять на работу бортовой авионики и систем навигации. Кроме того, можно предположить, что существует риск того, что возможность дистанционно отслеживать местоположение сданного в аэропорту багажа повысит риски террористических атак
Скептически оценивает подобные риски и требование авиаперевозчика в целом главред портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин.
"У AirTag нет функции передачи данных, это пассивная метка, в отличие от полноценных автономных трекеров с сим-картами и сотовыми модемами. Так что на них запрет не распространяется, да и факт включения обычного трекера обнаружить на досмотре невозможно. Поэтому это требование из разряда перевести телефоны в авиарежим, которое никто не соблюдает: уже на глиссаде у кого-то из соседей обязательно зазвонит телефон", - рассказал Шатилин "РГ".
Ранее сообщалось, что в США и Канаде меткам AirTag нашли "криминальное" применение. Канадские преступники крепят AirTag к интересующему их автомобилю на общественной парковке, без риска для себя отслеживают его до дома, а затем угоняют прямиком с подъездной дорожки. Такой способ угона намного безопаснее, чем угонять машину с общественной парковки.
А Американская ассоциация по борьбе с домашним насилием высказывала опасения, что метку можно использовать для преследований. По мнению экспертов организации, метку можно незаметно подложить в сумку или карман к кому-либо и получать незаметно информацию обо всех перемещениях.
В Apple отвергают все обвинения. В компании утверждают, что в случаях, когда чужой AirTag начинает перемещаться вместе с вами, а его владельца рядом с вами нет, на iPhone должно появиться соответствующее уведомление. Если же оно будет проигнорировано, то позднее на AirTag будет активирован звуковой сигнал. Позднее компания заявила, что звуковой сигнал будет включаться чаще, чем это было запрограммировано изначально, чтобы снизить возможные риски недобросовестного применения.
Фото EPA-EFE/JOHN TAGGART/РГ