Аналитические и информационные инструменты и их применение обсудили участники дискуссии «Кто владеет информацией – владеет всем: мониторинг ситуации в сфере незаконного оборота промышленной продукции», которая прошла в рамках Международного форума «Антиконтрафакт-2023» в Санкт-Петербурге. Сессия стала одной из первых в рамках деловой программы Форума, который впервые с 2012 года снова проходит в России.
«В этом году «Антиконтрафакт» снова проводит Россия, и отдельно мне хотелось бы поблагодарить власти Северной столицы и руководство Президентской библиотеки за гостеприимство. Интерес к мероприятию продемонстрировали 27 государств, представители которых примут участие в дискуссиях. Это свидетельствует о том, что вопросы противодействия незаконному обороту промышленной продукции актуальны не только в России, но и в мире. Наша страна является локомотивом противодействия контрафактной продукции на территории ЕАЭС и разработала большое количество эффективных инструментов, которые, я уверена, обсудят участники сессий», – сказала на церемонии открытия мероприятия заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Екатерина Приезжева.
Одним из таких инструментов являются системы управления рисков и мониторинга и оценке ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, о которых говорили участники дискуссии «Кто владеет информацией – владеет всем».
«Подобной сессии на форуме еще не было, что говорит о назревшей потребности обсудить тему объемов получаемой информации и ее анализа. Незаконный оборот товаров промышленного производства является глобальным явлением, охватывающим много стран и наносящим весомый ущерб. Одним из ключевых инструментов борьбы с контрафактом может стать передовая аналитика и скрупулезное изучение рынка. Но объемы информации и данные могут стать как основой прорывных решений, так и информационным шумом», – отметила директор Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (АНО «ННЦК») Ирина Бушина, выступавшая в роли модератора сессии.
О том, помогают ли данные при разработке законопроектов по борьбе с фальсификатом и хватает ли информации, рассказал председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по промышленности и торговле Владимир Гутенев. Он отметил, что до создания АНО «ННЦК» получаемые о рынке и нарушениях данные были разрозненны, причем сведения иногда носили противоречивый характер, что приводило к значительным сложностям в вопросе отслеживаемости прохождения товаров от продавца к покупателю.
«Самое главное, что не было никакой возможности получить обратную связь по правоприменительным практикам. ННЦК начал осуществлять мониторинг за рынком табачной продукции в сентябре 2020 года, и сейчас отслеживает ситуацию по 7 товарным группам. Такой подход позволяет не только очистить рынок и отследить контрафакт, но и избавить рынок от опасных продуктов, например, фармацевтической отрасли», – сказал Владимир Гутенев.
Он особо отметил важную работу по направлению онлайн-площадок, где доля подделок техники увеличилась в два раза. Рост контрафакта показал сегмент электроники известных брендов (Apple, Samsung) – с 12% до 31% от общего объема продаж составил контрафакт, в мелкой бытово технике этот показатель вырос с 15 до 34%.
«С 1 марта 2023 года ответственность за торговлю нелегальными товарами легкой промышленности ложится на российские маркетплейсы. Систему мониторинга в сфере незаконного оборота продукции надо развивать и дальше, задействуя и профильные ведомства, и общественные объединения и, прежде всего, деловые круги», – добавил Владимир Гутенев.
Директор Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Владислав Заславский напомнил, что в 2015 году в России была создана Госкомиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, по инициативе которой был создан ННЦК, работа которого направлена исключительно на аналитическую сферу и предоставление корректной информации для принятия решений.
В.Заславский подробно рассказал о разработке методики оценки группы товаров, которая включает в себя консолидацию всей доступной информации из самых разных источников (анализ рынка, баланс производства, экспорт и импорт, точки продаж и т.д.), полевые исследования для изучения доли незаконного оборота в каждом субъекте и последующем расчете ущерба для бюджета.
Он привел в пример, что в двух схожих по, например, потреблению табака регионах аналитика показывает существенную разницу в незаконном обороте табака: 20% против 8%. Тогда члены Госкомиссии смотрят как раз на правоприменительную практику и видят, что одном регионе фиксируется большее количество правонарушений, чем в другом.
«Кстати, форум проходит в Санкт-Петербурге, могу сказать, что здесь незаконный оборот табачной продукции существенно ниже, чем в среднем по стране, и Санкт-Петербург занимает 21 место по этому показателю», – отметил Владислав Заславский.
В сессии также приняли участие заместитель начальника управления Федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Марина Кочнева, полковник милиции, представитель Представительства МВД Кыргызской Республики в МВД Российской Федерации Исмайил Сагыналиев, заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий — оператора государственной системы маркировки «Честный знак» Сергей Холкин, заместитель председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, сопредседатель Координационного Совета ООГО «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности» (РЦИС) (по ВКС) Сергей Матвеев, первый заместитель директора АНО «ННЦК» Яха Эльмурзаева, директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин, управляющий директор «Лаборатория Касперского» Анна Кулашова.
Организатор Международного форума «Антиконтрафакт-2023» – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Соорганизатором форума выступает Евразийская экономическая комиссия. Партнеры деловой программы: «Центр развития перспективных технологий» (оператор государственной системы маркировки «Честный знак»), автономная некоммерческая организация «Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции», международная ассоциация организаций, осуществляющих деятельность по противодействию незаконному обороту контрафактной продукции «Антиконтрафакт». Оператор форума – Фонд Росконгресс.
Официальный партнер – X5 Group.
Партнеры – Фирма «1С», «Лазерный Центр», ООО «Сибур».
Партнеры деловой программы – АНО «ННЦК», ЦРПТ, Международная ассоциация «Антиконтрафакт».
Партнеры по организации – Lamoda, Яндекс Маркет, «Лаборатория Касперского», «Татспиртпром», «Высокий берег» (Кубань-Вино), «Холдинг Аква».
Первый Международный форум «Антиконтрафакт» был организован в 2012 году в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации.
В ходе Форума были определены важнейшие задачи в области развития законодательства об интеллектуальных правах, высказана необходимость координации деятельности федеральных и региональных органов власти, общественных организаций, товаропроизводителей и правообладателей. По итогам Форума было принято решение о ежегодном проведении Международного форума «Антиконтрафакт» на территории стран-участниц ЕАЭС. Так, в разные годы участников Форума принимали Республика Казахстан (2014 г.), Республика Беларусь (2015 г.), Республика Армения (2016 г.), Кыргызская Республика (2017 г.).
С 2017 года, в соответствии с распоряжением Евразийского межправительственного совета от 7 марта 2017 г. № 3 «О Международном форуме «Антиконтрафакт», Форум стал официальным мероприятием ЕАЭС, его организация и проведение осуществляется государством-членом, представитель которого председательствует в Евразийском межправительственном совете.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) - федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплекса, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, а также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Создано 12 мая 2008; в апреле - сентябре 1998 существовало ведомство с таким же названием и сходными полномочиями www.minpromtorg.gov.ru/
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган Евразийского экономического союза. ЕЭК имеет статус наднационального органа управления и в своей деятельности руководствуется интересами стран-участниц проекта евразийской экономической интеграции. Решения Комиссии обязательны для исполнения на территории стран-участниц ЕАЭС.
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 195 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 85 странах мира, с 279 российскими общественными организациями, федеральными органами исполнительной и законодательной власти, субъектами Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.
Президентская библиотека находится в ведении Управления делами Президента Российской Федерации и является первой электронной национальной библиотекой России.
Библиотека расположена в центре Санкт-Петербурга, в историческом здании Святейшего Синода, построенном во второй четверти XIX века по проекту выдающегося архитектора Карла Росси, и представляет собой крупнейший многофункциональный информационный, научно-образовательный и культурно-просветительский центр.
В фонде Президентской библиотеки в цифровом виде представлены книжные и периодические издания, кинохроника, фотографии, научно-просветительские фильмы, авторефераты диссертаций, архивные документы и материалы, отражающие историю российской государственности, теорию и практику права, русского языка как государственного языка Российской Федерации. Объем электронного фонда составляет более миллиона единиц хранения.
Статус и оснащение Президентской библиотеки позволяют регулярно проводить мероприятия различного уровня и формата — официальные встречи государственных и общественных деятелей России и зарубежных стран, форумы, конференции, круглые столы, концерты, кинопоказы, презентации, выставки и др.
Для их организации предназначены специально оборудованные помещения — колонный зал, трансформируемый мультимедийный комплекс, зал заседаний, выставочные залы и другие.