XII круглый стол на тему «Музей и проблемы культурного туризма» состоялся в конце прошлой недели в Государственном Эрмитаже Петербурга.
Более 120 специалистов, представляющих многочисленные музеи 37 регионов России, а также их коллеги из семи зарубежных стран в течение трех дней делились опытом и обсуждали проблемы взаимодействия с туристическим бизнесом и развития учреждений культуры.
Вопрос был поставлен ребром: почему при наличии огромного числа достопримечательностей и музеев в России в стране так слабо развит «культурный» туризм? Картину ярко обрисовал руководитель берлинской туристической Intercentre Group Travel Company Олег Туманов. «По данным ВТО, по культурному потенциалу Россия занимает одно из первых мест в мире, а вот по событийному туризму – только 45-е.
Происходит это, скорее всего, потому что страна не умеет использовать свои туристические возможности в сфере культуры, а государство прикладывает мало усилий для их продвижения на международном рынке».
В качестве примера он привел несколько небольших немецких городков, которые, используя свой исторический и культурный потенциал, «грузят» имеющиеся в них отели и другую инфраструктуру туризма на 80%.
Примерно о том же, кстати, говорил и недавно посетивший Петербург руководитель Pacific Asia Travel Association (PATA) Мартин Крейгс: по его оценке, лишь одна достопримечательность мирового уровня позволяет привлечь в дестинацию около 3 млн туристов. Ситуацию легко оценить и по цифрам: если Петербург в 2013 году посетили около 6,3 млн туристов, то Берлин – 25 млн человек, а Париж – 32 млн.
По мнению значительной части участников форума в Эрмитаже, во многом ситуация определяется слабым взаимодействием музейщиков с турбизнесом и организаторами событий. Количество посетителей музеев Петербурга, к примеру, довольно быстро растет: в 2013-м практически все увеличили прием на 10-15%, а один только ГМЗ «Петергоф» принял почти 4,9 млн человек – чуть меньше, чем живет в северной российской столице.
В немалой степени пробелам во взаимоотношениях между участниками рынка способствует и нехватка специалистов нового формата, способных «продавать» услуги музеев. Как подчеркнула начальник сектора туризма и спецпрограмм Государственного Эрмитажа Ольга Архипова, «вместо того чтобы учить студентов на современном междисциплинарном уровне, зачастую преподавание ведется в соответствии с чиновничьими рекомендациями, которые имеют мало общего с реальностью».
Вместе с тем многие уверены, что музейные программы, которых сейчас очень много, должны быть только частью общей системы привлечения туристов в ту или иную дестинацию. И российские, и зарубежные эксперты уверены, что современный музей должен быть не столько «объектом показа», сколько площадкой, на которой могут реализовываться интересные для жителей и гостей проекты.