Михаил Пиотровский: Нам интересно наводить мосты

Только что в Эрмитаже мы открыли постоянную экспозицию нумизматики. Она классическая, эрмитажная, сочетающая академический подход с новаторским.

Раздел «Деньги и общество» – история денег в разных странах. Рассказ об их возникновении, роли в жизни общества, торговле, обменах, вторичном использовании... Сегодня, когда многое крутится вокруг денег, это особенно актуально. В современной европейской культуре деньги перестали быть реальными. Банковские чеки, карточки сами по себе ничего не стоят, отчего и происходят финансовые кризисы.

Музей возвращает людей к подлинной вещи. К деньгам, которые всегда имели цену. Их меняли, хранили, сберегали, копили. Во время кризиса, скачков рубля можно посмотреть на настоящие деньги и вспомнить, что у них есть своя история и они часть культуры общества.

Время мы переживаем бурное, культура у всех на виду, о ней говорят по разным поводам, хорошим и плохим. Все видят, как она работает в качестве пиара. Ее притягивают, когда нужен скандал. Скандал в каком-либо техническом министерстве, где крадутся миллиарды, никому не интересен. Вокруг «копеек» в Министерстве культуры раздувается шум. Культура – этикетка, позволяющая легче продать товар. В данном случае скандалы, которые, вероятно, должны помочь в каких-то больших разборках.

Наша задача – использовать любой повод для того, чтобы заявить о правах культуры. Стремиться, чтобы не политики использовали нас, допустим, в предвыборных делах, а с их помощью спасать памятники. Будь то Пальмира, Петербург или Кижи.

Проблемы культуры объединяют людей.

Эрмитаж освоил форму проведения Дней музея. Выставки – далеко не все, что мы можем делать. Там, где нет выставок, мы привозим атмосферу Петербурга и Эрмитажа.

Только что прошли Дни Эрмитажа в Екатеринбурге, где создается эрмитажный центр. В программе были лекции об Эрмитаже и о будущем центре, конференции, посвященные музеям в экстремальных ситуациях: музей и война, музейное комплектование времен войны, история коллекций. В Центре Ельцина мы вспоминали о том, что сделал Борис Николаевич для Эрмитажа. Он дал музею особый статус, при нем были выделены деньги на музейные закупки.

Следом за Екатеринбургом Дни Эрмитажа прошли в Иерусалиме. Состоялся большой благотворительный прием, который должен обеспечить средства для выставки в Эрмитаже рукописей Мертвого моря. Это библейские тексты, найденные в Кумранских пещерах, они более древние, чем любые хранящиеся в европейских библиотеках. Собираются деньги и для того, чтобы привезти в Петербург из музея в Тель-Авиве выставку Александра Архипенко, одного из основателей конструктивизма в скульптуре. В Иерусалиме, где достаточно людей, которые читают по-русски, мы представляли книги «Мой Эрмитаж» и «Взгляд из Эрмитажа» (сборник статей М. Пиотровского в газете «Санкт-Петербургские ведомости». – Прим. ред.).

Все эти события получили отклик. В Иерусалиме живут люди разных взглядов, правые и левые. Они сходятся на одной площадке благодаря Эрмитажу.

На этой неделе пройдут Дни Эрмитажа в Лондоне. Общество друзей музея готовит благотворительный вечер для финансирования наших проектов по современному искусству. В то же время в столице Великобритании откроется выставка рисунков дворца в предместьях Лондона, где были знаменитые сады. Во времена Екатерины их запечатлел местный художник и отправил русской императрице в качестве образца садово-паркового искусства.

Дни Эрмитажа – рассказ об атмосфере, которая существует вокруг коллекций музея. Этот рассказ находит отклик, иногда неожиданный. Так, из Греции к нам привезли скульптуры Парфенона, о чем раньше мы и помыслить не могли.

Интересно наводить мосты, и не только между странами.

Москва и Петербург долгое время жили обособленно, там происходили одни события, у нас другие. В последнее время между нашими городами вновь появился мост. Несколько выставок готовились совместно для двух столиц, но представлены они будут по-разному.

Две картины Кандинского выставлены в Третьяковской галерее. Мы обсуждаем, как интересно их показать у нас.

Скульптурные портреты Аменемхета III из собраний Эрмитажа и ГМИИ имени Пушкина, которые экспонируются в Москве, мы представим в больших залах Главного штаба. Это наш, имперский, петербургский подход. И выставка Кранаха, проходящая там же, приедет к нам. Одновременно с ней будет проходить выставка гиперреализма. Возникнет интересный диалог. Кого-то заинтересует старый мастер, кого-то современные авторы.

Наконец, «Олимпия» Эдуарда Мане прибудет в Петербург. В Москве ее окружили другими картинами, хотя она сама по себе потрясающая. Думаю, мы этого делать не будем.

Еще раз повторю: мосты между городами и странами надо сохранять, они объединяют людей. И даже трагические ситуации надо использовать во благо культуры.

Никто не может договориться о совместных военных действиях в Сирии, но вокруг Пальмиры люди объединяются. Правда, не все, некоторых это раздражает.

Пальмира освобождена, идут разговоры о реставрации. Мы устанавливаем контакты с сирийскими и германскими коллегами, обсуждаем, что можем сделать вместе. Есть наработки эрмитажных археологов, петербургских инженеров и немецких коллег. Первый этап – инженерное моделирование, как может выглядеть памятник.

Пальмира – испытание, смогут ли разные страны сотрудничать в ее восстановлении. С одной стороны, все выражают готовность. С другой – звучит: пусть русские этим занимаются. Посмотрим, получится ли дружить странами.

Интересно, как громко на примере Пальмиры мы сумеем заявить о правах культуры.

Нужно, чтобы это событие осталось в памяти военной победой с благоприятным для культуры результатом. Это победа прав культуры.

Еще одно испытание Пальмирой – желание ей помочь. У нас раздаются голоса: незачем тратить бюджетные деньги, своих проблем хватает. Россия всегда была отзывчива, вмешивалась в конфликты там, где особых имперских интересов не присутствовало. И были люди, готовые «жизнь за Гренаду отдать». Теперь все чаще звучит: что я с этого буду иметь?

Шум, поднятый вокруг Пальмиры, постепенно внедряет в сознание людей мысль, что памятники трогать нельзя, их надо защищать. Во время Второй мировой войны во враждующих армиях были специальные отряды по спасению памятников. Другое дело, что потом с ними делали. Сейчас мы видим, сколько памятников рушится на наших глазах. Они гибнут потому, что люди не осознают их ценность, а законы стараются обходить.

Пальмира – испытание на интеллектуальную зрелость общества.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Апрель 17, 2024 - 19:32

В Мраморном дворце Русского музея в рамках IX Международной научно-практической конференции «Нерадовские чтения» открывается уникальная выставка «Спасенные шедевры.

 

Апрель 17, 2024 - 11:39

В музее-заповеднике «Павловск» завершилась реставрация бюста римского поэта. Исследователи расходятся во мнениях: одни полагают, что это скульптурное изображение Гесиода, другие – Сенеки.

 

Апрель 16, 2024 - 13:47

Военно-медицинский музей открывает выставку «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления».

 

Апрель 15, 2024 - 19:07

11 апреля в Екатерининском корпусе музея-заповедника «Петергоф» завершился первый этап воссоздания исторического образа одного из интерьеров — «Опочивальни».