4 мая в Михайловском театре cостоялся гала-концерт, подготовленный силами творческих коллективов театра и Савонлинского оперного фестиваля, посвященный двухстороннему сотрудничеству и предстоящему событию.
Дело в том, что в 2013 году театром-партнером Оперного фестиваля в Савонлинне (Финляндия) выступит петербургский Михайловский театр, который представит на фестивале одно из самых популярных произведений оперного искусства – оперу Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин». В честь юбилея Верди Михайловский включил в свою программу еще одну его оперу – «Бал-маскарад» в постановке Андрейса Жагарса (Andrejs Zagarsin). Премьера этой оперы состоялась в Михайловском театре 21.7.2010. Оба спектакля пройдут под управлением главного дирижера оперного театра Михаила Татарникова.
Вообще, программа сотрудничества Оперного фестиваля Савонлинны и Михайловского театра многопланова и рассчитана на два года.
Что касается нынешнего концерта, то в основном, звучали наиболее популярные арии из опер двух великих композиторов – Джузеппе Верди и Рихарда Вагнера, чьи 200-летние юбилеи мы отмечаем в 2013 году.
В концерте принимали участие: Франко Фарина, Кирстен Чемберс, Йорданка Милкова, Томас Холл, солисты, хор и оркестр Михайловского театра. Дирижировали: Михаил Татарников иЯри Хямяляйнен.
Ян Страндхолм (Jan Strandholm), новый директор оперного фестиваля в Савонлинне поделился с журналистами своими мыслями о путях развития современного оперного искусства:
- Конечно, все хотят слушать классику, есть 50 самых исполняемых произведений, которые всегда пользуются спросом. Но все больше театров включают в репертуар новые, малоизвестные произведения, это в каком-то смысле тренд. Это могут быть и оперы, которые не ставились сотни лет. Еще есть потребность в новом, в новых композиторах. И опера выходит за рамки театров. К примеру, очень успешен проект Метрополитен-опера, когда представления показывают в кинотеатрах. И, конечно, появляются совсем специфические вещи, в Финляндии, например, написали оперу для iPhone. Я не знаю, как это выглядит, но это позволяет опере выйти за рамки. Ведь обычно билеты дороги... Конечно, музыка последних десятилетий — менее мелодична, и пользуется не такой популярностью у аудитории. Возможно, лет через 10 снова начнут писать мелодичную музыку.
- В Финляндии много любителей оперы?
- Около 8% населения Финляндии ходят в оперу. Но как показывают исследования — этот вопрос изучался — в Суоми сотни тысяч людей еще не были в опере, хотя им хотелось бы там побывать. И потом, оперному фестивалю в Савонлинне более 100 лет, он бы не просуществовал так долго, если бы не было спроса на него.
- Как составляется программа фестиваля?
- Обязательно итальянская опера — Верди или Пуччини или оба эти композитора, возможно, кто-то из немецкой школы, в этом году будет Вагнер. Думаю, что мы в дальнейшем будем смотреть на составление программы несколько шире. В прошлом году, например, мы включили в нее концерт финской группы "Apocalyptica". Частично они играли классику, частично металл. В замке это звучало великолепно. Публике понравилось...
Напомним, Оперный фестиваль в Савонлинне – одно из важнейших событий культурно-исторического туризма Финляндии. Летом во дворе средневековой фортеции Олавинлинна, который обладает превосходной акустикой, устраивают зрительный зал на 2264 места и возводят крытую сцену. В остальное время года крепость открыта для посетителей. Ежегодно оперный фестиваль собирает около 70 тысяч гостей. Это и те, кто покупает билеты на концерты, и туристы, которые приезжают сюда, привлеченные событием, из них 10 процентов – иностранная публика. Общий доход города за время фестивалей – около 100 миллионов евро.