Город определил, сколько бюджетных денег в следующем году будет выделено на субсидирование регулярных перевозок городским водным транспортом. На пять внутригородских маршрутов будет потрачено 130,5 млн рублей. По мнению перевозчиков, новым линиям не хватает экономической обоснованности, так же, как и маршрутам, работавшим в эту навигацию. Комитет по транспортно-транзитной политике (КТТП) объявил открытый конкурс на пятилетнее право осуществления регулярных перевозок водным транспортом пассажиров на двух новых линиях — "Невской" и "Курортной". В следующую навигацию первый маршрут соединит Арсенальную набережную (напротив площади Ленина) и Рыбацкий проспект и будет иметь остановки на Смольной набережной, Большеохтинском проспекте, Синопской набережной, в нескольких места проспекта Обуховской обороны и на Октябрьской набережной. "Курортная линия" проляжет от того же места на Арсенальной набережной до Гаванной улицы в Зеленогорске с остановками на Дворцовой набережной и в Кронштадте. На "Невской линии" должны работать суда с минимальной пассажировместимостью 30 человек. В течение 2011 года оператор линии сможет использовать и более мелкие суда, с минимальной пассажировместимостью 12 человек, но только с тем условием, что на маршруте будут использоваться более четырех судов пассажировместимостью не менее 30 человек. "Курортную линию" должны обслуживать суда минимальной вместимостью 70 человек. Крейсерская скорость судов обоих видов, подходящих под условия конкурса, составляет не менее 22 узлов. Суда, которые будут работать на линиях, должны быть произведены не ранее 2010 года. В случае если плавсредство будет использоваться оператором линии на арендных условиях, срок действия договора с арендодателем должен истекать не ранее, чем в ноябре 2016 года. На момент подачи заявки участникам конкурса требуется иметь необходимое количество новых судов или предоставить контракт с верфями на поставку судов до начала навигации 2011 года. В связи с этим, как полагают эксперты, у потенциальных операторов линий могут возникнуть проблемы с обеспечением флота — на рынке нет готовых плавсредств, построенных не ранее 2010 года. Как планируют в КТТП, по "Невской линии" аквабусы (официальное именование городского водного транспорта) будут курсировать каждые 15 минут, а на "Курортной" суда будут совершать четыре оборотных рейса в день. "Курортная линия" заменит собой действующую в 2010 году "Кронштадтскую", на которой работало ООО "Водоходъ-СПб". Олег Зеленков, возглавляющий компанию, затруднился прокомментировать расторжение договора с городом (планируется, что это произойдет в ближайшее время). Ранее Николай Асаул обещал, что в следующую навигацию город получит два новых маршрута, но вместо "Курортной линии" чиновник тогда называл "Петровскую линию" (планировалось, что она соединит Приморский проспект и Арсенальную набережную с остановками на Крестовском острове, на Южной дороге, на Петровской косе, на Ждановской улице, на Петровском проспекте, на Дворцовой набережной, напротив Летнего сада и напротив площади Ленина). С чем связаны коррективы в планах города по освоению водного пространства, вчера выяснить в комитете не удалось. В КТТП также определили, каков будет объем субсидий на пять линий городского водного транспорта в следующем году. Предварительные лимиты финансирования по маршрутам распределены следующим образом: "Приморской линии" (пролегает от Парка 300-летия до Арсенальной набережной) — 14,7 млн рублей, "Центральной" (от Медного всадника до моста Александра Невского) — 24,5 млн рублей, "Пригородной" (Кронштадт — Ломоносов) — 26,6 млн рублей. Оператору "Курортной линии" городской бюджет возместит 20 млн рублей, а перевозчику, который будет обслуживать "Невскую линию" — 44,7 млн рублей. Перевозка пассажиров и их багажа на всех городских линиях будет осуществляться с 10 мая по 31 октября 2011 года. При этом требования к судам, работающим на линиях, запущенных в навигацию текущего года, меняться не будут. Как поясняется в конкурсной документации, размер субсидий, обещанных при регулярных перевозках пассажиров и их багажа, для каждого оператора определяется как разница между затратами на осуществление перевозки и доходами, полученными от перевозки. Под доходами подразумеваются средства, вырученные от продажи билетов на маршрутах. Вскрытие заявок на участие в конкурсе на право осуществления перевозок на отборе состоится 30 ноября, итоги конкурсного отбора будут подведены до 20 декабря 2010 года. Основным критерием определения победителя в КТТП называют наименьший размер субсидии, запрашиваемой претендентами из бюджета города. По мнению Владимира Филиппова, генерального директора ООО "Аква-экскурс", маршруты, заявленные городом как проект следующей навигации, вызывают более оптимистичную оценку, чем линии, работавшие в этом году. "Те планы, которые озвучил КТТП, больше напоминают транспортные, а не туристические маршруты. Люди будут ездить по ним, но я не уверен в том, что такие объемы субсидирования имеют экономическую целесообразность. Аквабусы могут существовать только при неизменных дотациях города. Потому что проект городских водных перевозок в большей степени политический", — полагает господин Филиппов. Перевозчики также не уверены в экономической состоятельности будущих линий: они говорят о том, что сервисы на этих маршрутах не будут пользоваться особой популярностью ни у туристов, ни у горожан. "Даже на действующих маршрутах, более зрелищных, суда ходили пустыми. Люди катались на них, пока было лето, чтобы развлечься. А на "Курортной" и "Невской" линиях особо нечего будет смотреть, так что сложно быть уверенным в их восстребованности. К тому же хранить и обслуживать суда на 30-50 человек очень дорого, и как это делать при том, что навигация длится всего четыре месяца, — непонятно", — говорит один из водных перевозчиков.