На заседании Экспертного совета в Госдуме представитель Минфина Людмила Бут представила законопроект о минимальном размере медицинской страховки для российских туристов, выезжающих за рубеж, который в начале марта был внесен в Госдуму и прошел первое чтение.
Размер страховой суммы должен составлять не менее 1 млн. рублей, полисы можно будет купить как в турфирме, так и напрямую у страховщика. Предложение основано на европейских законодательных нормах, которые предполагают минимальное страховое покрытие в размере €30 тыс. Согласно приводимым расчетам, средняя страховая сумма по этому виду страхования за 2011 год по договорам с физическими лицами составляла 855,6 тыс. рублей, с юридическими лицами – примерно 1,6 млн. рублей. Лимит в 1 млн. рублей должен в полной мере обеспечить медицинские и медико-транспортные расходы туристов либо медицинскую эвакуацию (репатриацию) останков в случае смерти застрахованного. Причем Минфин настаивает на том, что оплата медицинской помощи должна быть гарантирована россиянам независимо оттого, установлено ли такое требование законодательством страны временного пребывания или нет.
По словам Людмилы Бут, закон практически обязывает туристов иметь страховку при выезде за рубеж. Этот проект Минфин предлагает объединить с законопроектом о внесении изменений в основной отраслевой закон и внедрять предлагаемые нормы одновременно с туристическими поправками. Однако, как полагают участники Экспертного совета, законопроект о минимальном страховании выезжающих за рубеж пока сыроват. Далеко не всем 1 млн. рублей в качестве минимального покрытия кажется обоснованной суммой, так как она не включает расходы на вывоз самолетами МЧС и услуги федеральной медико-биологической службы. Между тем, только один рейс МЧС с врачами на борту обходится в 1,2 млн. рублей. Репатриация тела, предусмотренная минимальной страховкой, это одно, а вывоз тяжелобольного для дальнейшего лечения – совсем другое.
В Минфине, однако, считают неправомерным заставлять платить всех выезжающих за такие дорогостоящие случаи. «Нам придется увеличить покрытие, вырастет стоимость страховки, а это отрицательно скажется на туристическом спросе. Мы исходим исключительно из медицинских расходов, не учитывая транспортную составляющую», – пояснила Людмила Бут. Отраслевые объединения считают сумму в 1 млн. адекватной для туристического рынка и в принципе принимают инициативу Минфина. Хотя очевидно, что предлагаемой суммы на вывоз в серьезных случаях не хватит. Представитель Всероссийского союза страховщиков Галина Гуляева также согласна с таким размером страхового покрытия, однако ее смущает слишком общий характер полиса. Пока непонятно, какие конкретно услуги будет включать предлагаемое страхование. Сейчас у страховщиков нет единства в наполнении полисов: кто-то включает стоматологические услуги, кто-то – хронические заболевания и даже беременность, и это создает серьезные проблемы для потребителей. «Просто введение страхования в том или ином объеме проблему не решит – нужен стандарт страхования выезжающих. Его надо четко прописать в законе. Без такого уточнения предложение Минфина окажется просто бессмысленным», – пояснила Галина Гуляева.
С ней согласен вице-президент Российского союза туриндустрии, руководитель Дальневосточного отделения Александра Осауленко: «Здесь нужна шкала страхования, увязка с рисками. Например, дальневосточники, которые на выходные едут в близкий Китай, вряд ли должны покупать такую же страховку, как и те, кто отправляется за тысячу километров от дома. Речь, между тем, идет не о сотнях туристов, а, как минимум, о миллионе человек в год». Необходимо также, считают эксперты, законодательно закрепить приобретение такой страховки. Сейчас, в соответствии с действующим законом, обязать туристов страховать жизнь и здоровье невозможно – это делается на добровольной основе. Тем более что есть страны, для поездки в которые такая страховка не нужна, и предложение ее приобрести может расцениваться как навязанная услуга. В любом случае, как полагают эксперты, нынешняя редакция законопроекта о минимальном страховании выезжающих за рубеж требует серьезной корректировки.