В МЭР считают, что проект Минфина об увеличении медстраховки до 1 млн рублей в некоторых положениях может привести к введению избыточных административных и иных ограничений и обязанностей для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующие их введению, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности.
Напомним, что поправка об увеличении обязательного страхования туристов до 1 млн рублей была внесена еще при рассмотрении закона об основах туристской деятельности. Однако в финальную версию поправок, которые были приняты в мае этого года, это положение не вошло. В начале июня Минфин направил проект поправки по медстраховке в Минэкономразвития для проведения процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ) нормы.
В своей пояснительной записке к закону Минфин сообщил, что предлагаемый минимальный лимит в 1 млн рублей обусловлен величиной средней страховой суммы по данному виду страхования, позволяющей обеспечить в полной мере медицинские и медико-транспортные расходы застрахованных туристов либо медицинскую эвакуацию (репатриацию) останков в случае смерти застрахованного. Вводимая законопроектом норма о минимальном размере страховой суммы основана на европейских законодательных нормах, предусматривающих требование к минимальной страховой сумме в размере 30 тысяч евро.
В проекте поправок в закон Минфин предлагает расширить покрытие по страхованию туристов, определяет состав медико-транспортных расходов. Как пояснили во Всероссийском союзе страховщиков, ранее транспортные расходы по доставке туристов в госпиталь одними страховщиками включались в покрытие, другими – нет.
Кроме того, для более оперативного оформления документов, связанных с реализацией турпродукта, законопроектом предусматривается право туроператора при реализации туристского продукта заключать от имени страховщика туроператором договор страхования граждан, выезжающих за рубеж, что позволит упростить процедуру реализации страхового полиса и легализовать деятельность туроператора в качестве представителя страховщика.
В ОРВ МЭР отмечается, что заключая договор страхования с туристом, оператор действует от имени и по поручению страховщика и выступает в качестве страхового агента. Это предусмотрено законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Поэтому туроператоры не могу заключать договоры от своего имени.
Проект Минфина также предусматривает, что договор страхования граждан, выезжающих за рубеж, заключается туристом в свою пользу или иным лицом в пользу туриста на срок, не превышающий один год, но не менее периода временного пребывания туриста за пределами Российской Федерации. «Если застрахованное лицо находится за рубежом более одного года, действующим законодательством Российской Федерации не запрещено заключить договор страхования и на более длительный срок. При этом разработчиком законопроекта не предоставлено достаточных обоснований такому ограничению по сроку страхования», - говорится в документе Минэкономразвития.
Не видит МЭР и причин для увеличения суммы страховки выезжающих за рубеж туристов. «Разработчиком законопроекта не предоставлено достаточных финансово-экономических обоснований предлагаемого размера страховой суммы», - резюмируется в документе.
ОРВ Минэкономразвития является обязательным для всех законопроектов, вносимых в Думу федеральными органами исполнительной власти. Именно поэтому, в частности, подобная оценка на соответствие норм другим законодательным актам и на их целесообразность не проводилась в отношении поправок об увеличении фингарантий и создании компенсационного фонда: эти нормы были предложены депутатами.
Так или иначе, увеличение медстраховки до 1 млн до осени уже точно не произойдет. Недавно Госдума ушла на летние каникулы.