Туроператоров, занимающихся обслуживанием корпоративных клиентов, частично освободили от обязательных взносов в резервные и страховые фонды «Турпомощи».
Так, в своем разъяснении на запрос председателя рабочей группы по вопросам делового туризма при правовом комитете «Турпомощи», генерального директора компании «Business Travel Management» (BTM) Павла Васина в Министерстве культуры заявили, что сотрудники, отправляющиеся в командировки, туристами не являются, а значит никакие взносы за них выплачивать не нужно.
«Для индустрии бизнес-тревел это долгожданная новость. Она означает, что государство обращает внимание на проблемы бизнеса в России, что люди в правительстве готовы слушать и идти навстречу по тем или иным важным вопросам. Это безусловно позитивный сигнал развития индустрии в нашей стране», - сказал корреспонденту «ТУРПРОМ» генеральный директор «UTS Group» Алексей Крылов.
В свою очередь Павел Васин подчеркнул, что вопрос об уточнении этих понятий возник ещё в начале года, когда в силу вступил новый закон о туризме. По его словам, оборот компаний, занимающихся организацией деловых поездок, исчисляется миллиардами рублей. «Например, у крупнейшего игрока рынка - компании «Аэроклуб», оборот порядка 6-10 млрд в год, а может и больше. Но какие 7% с оборота они могут заплатить? Там нет такой доходности. Но, тем не менее, в тендерах иногда требуется, чтобы компании делового туризма входили в реестр ТО», - пояснил собеседник. При этом г-н Васин особенно отметил, что около 95% от всех продаж таких компаний приходятся на общие договоры корпоративного обслуживания, включающие оказание отдельных услуг на проживание, переезд и т.д. А они в свою очередь туристическим продуктом по факту не являются, но под закон о туризме всё равно подпадают.
На этом фоне «в целях необходимости приведения к единообразию понимания нормативно-правового регулирования деятельности компаний, оказывающих услуги в сфере корпоративного и делового туризма» председатель рабочей группы «Турпомощи» направил в Минкульт обращение с просьбой разъяснить, является ли командированный сотрудник туристом.
«Учитывая, что командировка, это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения, работодатель обязан в силу положений ст. 22 ТК РФ обеспечивать безопасные условия труда своим работникам. На работодателя также возложена обязанность способствовать обеспечению безопасности такого работника и во время нахождения в командировке. Наряду с обязанностями, предусмотренными ст. 167 ТК РФ по возмещению всех расходов сотрудника в командировке, у работодателя сохраняется обязанность по оплате всех расходов на оказание экстренной помощи или в иных обстоятельствах в случае необходимости. Учитывая, что заказ услуг осуществляется не от имени и/или в интересах сотрудника, командированный сотрудник не может являться туристом, а работодатель (заказчик) – «иным лицом» или «законным представителем», действующем от имени и в интересах сотрудника», - говорится в ответе Минкульта (копия письма имеется в распоряжении редакции).
И тут у многих игроков рынка возник вопрос. Означает ли данное пояснение, что компании, занимающиеся деловым туризмом, теперь полностью освобождаются от ответственности и взносов в Турпомощь? Теоретически, да. Но по факту спектр услуг таких организаций, как правило, довольно широкий – тимбилдинг, корпоративы и т.д., поэтому они под закон о туризме всё ещё попадают, а значит организаторы подобных мероприятий должны иметь статус ТО и советующие фингарантии. «Дело не в том, что компании не являются туроператорами как таковыми, ведь мы все понимаем, что туроперейтинг подразумевает под собой довольно широкий спектр деятельности. Тут речь, скорее, о том, какой объем из тех услуг, которые оказывает туроператор, подлежит финансовым гарантиям, а какой не подлежит. И дело здесь не только в экономии денежных средств, а в том, что эти финансовые гарантии в случае корпоративных клиентов никогда бы не сработали», - отметил Павел Васин.
«По закону у нас существенным условием получения финансовых гарантий туристами, с турфирмами которых что-то случилось, является договоры о реализации турпродукта с данным туристом или лицом, которое действует от его имени. У нас, когда мы оказываем услуги юридическим лицам, заключаются договоры оказания услуг с юрлицом. Грубо говоря, заключается один большой договор на весь год, и в рамках этого тендера сотрудники компании летают в свои командировки. Иногда это билеты + отели, иногда просто отели. В этих случаях всю ответственность несет юридическое лицо, отправляющее человека в командировку. Если что-то происходит, то юрлицо никогда не сможет получить компенсацию из фонда Турпомощи – ведь не заключен договор турпродукта, и человек не является туристом. То есть мы зафиксировали то, что данный тип услуг мы исключаем из суммы фонда персональной ответственности», - добавил эксперт.
С тем, что разъяснение Минкульта даёт возможность компаниям, занимающимся деловым туризмом, существенно сократить размер взносов в резервные фонды, согласны и профессиональные юристы. «Из этого письма следует, что их клиенты не являются заказчиками турпродукта в пользу туристов. Соответственно, если это не туристы, значит нет турпродукта, а нет турпродукта, значит и нет признака туроператорской деятельности, а значит статус ТО в этом случае не нужен. На этих туристов не распространяются механизмы защиты – экстренная помощь, финансовые резервные механизмы и т.д.», - отметил Георгий Мохов, руководитель ЮА «Персона Грата».
При этом эксперт подчеркнул, что это вовсе не значит, что все заказы от юридических лиц – это только поездки их командированных сотрудников. «Компания, которая занимается деловым туризмом, может иметь, например, только 20% заказов именно под командировки. Остальное может быть корпоративами, семинарами и т.д. Поэтому эта компания в любом случае будет присутствовать в федерально реестре ТО, т.е. будет иметь статус туроператора. Но если следовать этому разъяснению, то она из своей общей цены турпродукта исключает тот командировочный процент», - резюмировал эксперт.
Фото: Турпром