Минтранс предложил ввести с июля 2012 года систему обязательного страхования ответственности перевозчика на регулярных рейсах за неисполнение перевозки пассажира. Законопроект опубликован для обсуждения на сайте ведомства.Речь идет о поправках в Воздушный кодекс в пункт об обеспечении исполнения договоров перевозки пассажиров, где прописано, что при лишении права перевозчика летать, либо при приостановке сертификата эксплуатанта гарантией полета для пассажира станет страховой договор перевозки. В этом случае государству не придется платить за перевозку тех, кто купил билеты компании-банкрота. Все расходы возьмут на себя страховщики, с которыми авиакомпания заранее заключила договор. К цене билета эта новация, как рассчитывают в Минтрансе, может прибавить не более 1-2%. Например, при стоимости билета в 7 тыс. рублей, он подорожает максимум на 140 рублей.
Главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий считает, что эта инициатива – реакция на коллапс авиакомпаний альянса AiRUnion в августе 2008 года, когда тысячи пассажиров застряли в аэропортах, и проблемой было вынуждено заниматься государство. Сейчас на подобные экстренные случаи предусмотрены деньги из бюджета. «Новая система должна сменить бюджетное страхование. В принципе, оплачивать перевозки из бюджета за счет налогоплательщиков, большинство которых воздушным транспортом вообще не пользуется, едва ли оправданно. Однако предложенная схема также вызывает вопросы», – заявил г-н Синицкий. По его мнению, основной объем выплат придется на крупнейших российских авиаперевозчиков, дефолт которых крайне маловероятен, но если вдруг и произойдет, едва ли страховой фонд сможет покрыть издержки в полном объеме.
Также, возможно, что со вступлением в силу поправок, право выполнять коммерческие регулярные полеты как внутри страны, так и за рубеж будут иметь только компании, которые войдут в систему страхового гарантирования перевозки. Планируется создать пул страховщиков. Перевозчики обязаны будут предоставить страховой компании всю финансовую информацию. Ряд экспертов полагает, что неблагонадежная авиакомпания в этом случае вряд ли получит «страховку» и вынуждена будет уйти с рынка либо объединиться с другими перевозчиками.